Людмила Андреева
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, квестов, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению– детскому саду. Считаю, что семья – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным будет расширяться, и переноситься на других людей. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий. В нашем детском саду традиционно проводятся совместные зарядки с родителями и бабушками и дедушками, проводятся спортивные развлечения «День отца», развлечения на День Матери.
Соревнования– важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учится рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. («Малые летние олимпийские игры», «День летнего футбола», «День хоккея», «Международный день футбола», «Спартакида», «День Олимпийского Мишки» и т. д)
Еще одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами. Знакомя детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях.
Народные игры и забавы для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. («Курбан-байрам», «День России»)
Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Отдельным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Основным моментом является праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т. е. качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Проведение квестов. Квесты - интеллектуально– экстремальный вид игр. Они имеют несколько значений: являются эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. Способствуют как нравственному, так и патриотическому воспитанию.
Забеги, на которых также формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость
На физкультурных занятиях также используется музыкальное сопровождение с характерным маршем и настроением с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитывается организованность
Вывод. Можно смело считать, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника– патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию