Зухра Сулейманова
Конспект ООД с использованием регионального компонента в старшей группе «В гостях у бабушки Патимат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД с использованием регионального компонента и интеграции образовательных областей в старшей группе
«В гостях у бабушки Патимат!»
Цель:
1. Воспитывать у детей высокие нравственные черты характера: доброту, нежность, уважение, любовь, внимание, сочувствие, терпение, заботливое отношение друг к другу.
Публикация «Конспект ООД с использованием регионального компонента в старшей группе „В гостях у бабушки Патимат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Закрепить знания о Дагестанском фольклоре, развивать интерес к познавательной деятельности
3. Воспитывать толерантное отношение к друг к другу; воспитывать нравственно-эстетические качества;
4. Через Дагестанский фольклор учить отражать обычаи, традиции народов Дагестана, показать, что добро всегда побеждает зло
5. Воспитывать детей в духе толерантности: учить быть добрее друг к другу, развивать связную речь
6. Воспитывать интерес, любовь к обычаям, традициям народов Дагестана
Ход занятия:
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, а ну-ка скажите, как называется наша республика?
Дети: Республика Дагестан
Воспитатель: Правильно, в Дагестане живут люди разных национальностей. Кто перечислит их?
Дети: Аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, кумыки, рутульцы, табасаранцы, агульцы и многие другие
Воспитатель: А кто перечислит села, которые находятся у нас в Дагестане?
Дети: Балхар, Унцукуль, Кубачи, Гуниб, Губден, Мюрего, Хучни, Курах, Белиджи, Мекеги и др.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется село, где из глины лепят кувшины, игрушки и разную посуду?
Дети: Селение Балхар
Воспитатель: Правильно, я сейчас вам расскажу об этом селении (рассказ воспитателя о селении Балхар).
Стук в дверь. Входит почтальон
Почтальон: Здравствуйте дети (достает из сумки письмо и отдает воспитателю). Вам письмо из селения Балхар.
Воспитатель: Спасибо тебе за письмо (раскрывает письмо и читает детям)
"Здравствуйте дорогие ребята дорогие ребята. У меня приключилась беда. Я со своим внуком Магомедом слепили кувшины. Собрал он эти кувшины, наполнил хурджины и отправился в путь- дорогу - на ярмарку продавать. Вдруг раздался гром, поднялся сильный ветер. Ветер перевернул хурджин и все кувшины упали и разбились. Помогите, пожалуйста, нам"
Воспитатель: Дети, давайте поможем бабушке и ее внуку в их беде, слепим кувшины и отвезем их в селение Балхар. Ведь друзьям надо оказывать помощь в беде. Ребята, представьте себе, что вы находитесь в гончарной мастерской и вы настоящие "балхарские умельцы". Педагог напоминает способы и приемы лепки кувшина ленточным способом. А вот и автобус подъехал, который нас повезет к бабушке Патимат.
(Дети подбегают к автобусу, их встречает шофер и рассаживает по местам. Автобус отъезжает. Воспитатель предлагает спеть песню, чтобы веселее было ехать)
Песня "Машина", музыка Е. Тиличеевой
Воспитатель: Вот и мы приехали (дети выходят из автобуса, подходят к бабушке, которая приветливо их встречает).
Бабушка Патимат : Дорогие мои. Как мы рады, что вы приехали к нам в гости. Присаживайтесь, пожалуйста. (Дети передают бабушке и Магомеду кувшины)
Воспитатель: Бабушка Патимат, а наши дети не только умеют делать такие кувшины, они знают много загадок, пословиц, поговорок, считалок и стихов.
Бабушка Патимат : Ой, какие же вы молодцы. Порадуйте тогда бабушку этим песнями, пословицами, прибаутками
Выступление детей
Ребенок: Колыбельная песня "Засыпай моя Гюльназ"
Нет овцы - ягненок плачет
Нет козы - козленок плачет
Если нет коровы рядом,
Без нее теленок плачет.
Если нет наседки рядом,
Без нее цыпленок плачет.
Почему же у Гюльназ
Слезы катятся из глаз?
В теплой люлочке она
Словно в облаке луна.
Мать для доченьки поет,
Дочку на руки берет,
Баю-бай, моя Гюльназ!
Ребенок: Кумыкская прибаутка
Маленькие ножик, маленькие ножки,
За водой ходили, маленькие ножки,
И домой спешили, маленькие ножки.
Дома танцевали, маленькие ножки,
И домой спешили, маленькие ножки,
Ой, как танцевали маленькие ножки.
Ребенок: Тучка, дай нам дождь большой,
Чтобы был кувшин с водой!
Тучка, дай дождь посильней,
Земле влаги не жалей.
Тучка, дай дождь проливной,
Встанет в поле рожь стеной
Ребенок: Дождик, дождик, лейся смело,
Чтобы поле не сгорело.
На полях пусть уродится
Пшено, просо и пшеница,
Кукуруза и ячмень,
Лейся дождик, ночь и день.
Бабушка : Ой, дети, вот и дождик закапал, прячьтесь скорее под зонтик. Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить. Ребята, давайте попросим, чтобы дождик перестал лить.
Дети хором: Дождик, дождик подожди
Надоели нам дожди.
Дождик, дождик перестань!
Воспитатель: Ой, ребятки, вот и дождик перестал. А теперь давайте попросим, чтобы выглянуло солнышко.
Дети хором: Солнышко, солнышко,
Выйди скорей!
Высуши лужи, землю согрей,
Белую дочку в небо бери,
Черную дочку дома запри!
Воспитатель: Солнышко услышало наших детишек и выглянуло. Запели весело птички (звучит грамзаписи - голоса птиц). Обогрело землю ласковое солнышко, обрадовались разные жуки, расправили свои крылышки и весело полетели (дети выполняют упражнение "жуки").
Воспитатель: А еще наши дети знают Дагестанские считалки.
Ребенок: Размотала я клубок
Завязала узелок
Завязала два узла,
Три ковра я соткала,
Красный, синий, голубой -
Выбирай себе любой!
Ребенок: На лугу барашек танцевал,
Барашек рожки потерял.
Шел мимо старый, хитрый волк,
Барашка он зубами - щелк
Ребенок: Ойра-ойра-ойрада,
Не догнать нас никогда.
Мы быстрее козлика,
Верблюжонка, ослика.
В горку мы бежим бегом,
А из горки кувырком,
Раз, два, три, водишь ты!
Ребенок: "Асият и солнечные бусы" (аварская)
Бусы мамины надела Асият
На веранде закружилась Асият.
В каждой бусинке по солнышку зажглось.
Ой, откуда столько солнышек взялось?
Удивилась Асият, глядит в окно:
Ведь на небе солнце красное одно.
И к тому же не исчезло никуда
Ой, откуда столько солнышек тогда!
Ребенок: "Первый шаг (кумыкская)"
Ты мой смелый, дорогой
Ну-ка сделай шаг, другой
Упадешь - терпи, сынок
Ну, ступни, шагни разок!
Чтоб ладошки заплясали у нас,
Чтоб сапожки заплясали у нас,
Ты ступни, ступни, сынок,
Первый разок.
Ребенок: «Кисонька» (аварская)
Возле люльки полежи, кисонька!
Люльку посторожи, кисонька!
Сказку детке расскажи, кисонька!
Ребенок: «Спи дитя сыночек мой» (аварская)
Спи дитя, сыночек мой,
Засыпай сыночек мой.
Я с тобою посижу,
Я твой сон посторожу
Баю-бай, все спит кругом
Спят деревья, дремлет дом,
Спит и серый ослик твой,
Весь аул покрылся тьмой,
Баю-бай мой голубок.
Бабушка : Какие вы все молодцы, ребята! Знает стихи, считалки, прибаутки, загадки. А какие же вы знаете сказки?
Дети: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Синяя птица», «Храбрый мальчик», «Храбрый Байбулат»
Бабушка : Молодцы, ребята, вы нас очень порадовали. Чем же благодарить за все это?
Дети: Бабушка Патимат, расскажите нам пожалуйста, дагестанскую сказку.
Бабушка : Я знаю много дагестанских сказок, а какую вам рассказать?
Дети: «Ответ старика»
Бабушка : Ну, тогда садитесь по удобнее и слушайте.
«Жил-был один старичок. Он был очень добрым. Всегда делал для людей добро. Однажды, старик сажал ореховое дерево. Один мальчик подошел к нему и спросил:
«Сколько тебе лет, старик?»
- 80 – ответил старик
- А через сколько лет, можно будет есть орехи с этого дерева? – спросил мальчик.
- Через 40- ответил старик
Мальчик засмеялся: - Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и наслаждаться плодами твоего дерева?
Старик ответил : - Я наслаждался плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. А плодами моего дерева пусть наслаждаются мои дети и внуки.
Тогда мальчику стало очень стыдно. Он опустил глаза и пошел прочь.
Бабушка Патимат : Вам понравилась сказка? А кто мне скажет, какую память оставил старик о себе?
Ребенок: Старик посадил ореховое дерево. Люди будут смотреть на это дерево, есть орехи и вспоминать доброго старика
Бабушка : Ребята, а ну-ка подумайте и скажите, какую память о себе оставите вы?
Ответы детей:
- Я бы тоже посадил дерево, чтобы оно всегда было зеленое, в любое время года, чтобы люди летом смогли отдыхать под ним.
- А я бы цветы красивые вырастила бы, чтобы они украшали нашу группу
- А я бы построил бы дом, чтобы жилось в нем дружно и весело.
- А я бы сделал поделки из природного материала, чтобы малыши играли с ними
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! Каждый человек должен оставлять о себе память, делая добрые дела. Например: Юрий Гагарин первым полетел в космос и оставил о себе память, как о первом космонавте.
В школах учащиеся сажают деревья, цветы. Это тоже память об учениках школы. Тенью этих деревьев, ароматом цветов наслаждаемся мы, когда идем на экскурсии. Художники рисуют картины. В музеях ими любуются люди.
Бабушка : А ведь ребята тоже сделали доброе дело – слепили кувшины и выручили нас в беде. Большое вам за это спасибо!
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Прочитали стихи, пословицы, пели песенки. Вы обрадовали бабушку Патимат и ее внука Магомеда. А теперь давайте поиграем в Дагестанскую игру «Подними платок»
Игра «Подними платок»
Игроки становятся в круг. В центре кладут головной платок. Звучит национальная музыка, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается поднять платок. Игра повторяется два-три раза.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в наш город Избербаш. А на прощание, давайте исполним песню, про наш город, которая так и называется «Приезжайте в Избербаш» (дети исполняют песню).
Бабушка : А на прощание я хочу угостить вас этим чуреков. Кушайте на здоровье. Приезжайте к нам еще, с вами было весело и интересно! (дети прощаются).
Воспитатель: Во и автобус над подъехал!
(Дети прощаются с бабушкой, садятся в автобус и с песней уезжают)