ГАЛИНА БЫЧКОВА
Комплексное занятие «Тайны подводного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
I. РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
II. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Познавательно-исследовательская
• Коммуникативная
• Игровая
• Двигательная
• Творческая
III. ЦЕЛИ
• Формирование элементов учебно-познавательных компетенций, связанных с научными методами познания: формирование представлений о воздухе и его свойствах, развитие способностей
к преобразованию.
Публикация «Комплексное занятие „Тайны подводного мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
• Расширение знаний и представлений об обитателях водной среды, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• Закрепление и развитие умения ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов, схем; умения определять направление движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
• Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс(+), минус (-) и знаком отношения равно (=). Формирование умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10).
• Закрепление знания о временах года, о последовательности месяцев в году.
• Формирование умения разгадывать ребусы различных видов. Закрепление знания ребёнком правила написания названий рек с заглавной буквы. Тренировка в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза.
• Закрепление умения работать с бумагой в технике плетения.
IV. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• Ребёнок ориентируется в окружающем пространстве, на плоскости; обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, используя условные обозначения; моделирует пространственное расположение объектов с помощью схем.
• Имеет представление о сферах человеческой деятельности, через экспериментирование и практическую деятельность знакомится с элементами профессиональной деятельности в сфере науки.
• Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счёт в пределах 20). Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
• Имеет представление о временах года, знает последовательность месяцев в году.
• Имеет представление об обитателях морей и океанов, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
• Создаёт изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания.
V. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия
• Наглядные пособия с изображением растительного и животного мира водной среды обитания.
• Коллективная аппликация «Кто живёт в воде».
• Изображение-планшет для решения задачи «Осьминог».
• Изображение-картина «Водолаз под водой».
Раздаточный материал
• Воздушные шары, таз с водой.
• Листы с нарисованными воздушными шарами.
• Листы в крупную клетку для записи решения задачи, мяч.
• Листы с ребусами по развитию речи, карандаши.
• Листы с лабиринтами, коробка - «сундучок».
• Заготовки для аппликации, клей-карандаш.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1. Вводное слово воспитателя.
- Сегодня, ребята, мы свами превратимся в путешественников-исследователей глубин морей и океанов и на нашем корабле «Калипсо» отправимся в плавание, на батискафе «Нептун» погрузимся на самое дно океана, встретимся с его обитателями. А самая главная цель нашего подводного путешествия, конечно же, таинственный клад «Сердце океана», который много лет покоится где-то возле затонувшего и разрушенного временем и солёной морской водой корабля. Итак: в путь!
2. «Исследование морского дна – путешествие на батискафе»
- Знакомимся с обитателями. Отгадайте морские загадки!
o Что за прозрачная панама
Плывёт по морю рядом прямо?
А прикоснёшься – жди конфуза,
Ведь больно жалится (медуза)
o По спирали завита,
Перламутром налита.
Эта чудо – завитушка
Называется (ракушка)
o Он цвета менять умеет:
То белеет, то краснеет.
Голова и восемь ног-
Кто же это?. (осьминог)
o Что за кактус, ну и ну,
В море ползает по дну?
Этот шарик иглокож,
Но не кактус он, а(ёж)
o Вот моллюск в воде плывёт
Быстро задом наперёд.
Сердца три и ног пять пар
А зовётся он (кальмар)
o В тёплой лагуне есть остров
Из известковых наростов
Ценят их все ювелиры,
Как жемчуга и сапфиры.
Остров не сказка, не миф,
Это (коралловый риф)
o Зубы остры, яд на коже
Тело на змею похоже
Не отпустит прочь из плена
Жертву хищница (мурена)
o Он сильный, смелый, молодой,
Его работа под водой.
В делах подводных высший класс
Покажет ловкий (водолаз)
3. Экспериментальная деятельность с воздухом.
(Демонстрация картинки с изображением водолаза под водой и пузырьками воздуха над ним).
- Что это за пузырьки изобразил художник над головой водолаза? Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до 5.
(Дети задерживают дыхание. Педагог считает до пяти. На счёт «пять» дети выпускают воздух).
- Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух! Человек не может жить без воздуха, он может задохнуться. Если кто-то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха. Если под водой работает водолаз, то он дышит воздухом, который поступает через трубку. Водолаз выдыхает воздух, и он пузырьками выходит вверх из воды, ведь он очень лёгкий!
А сейчас мы проведё м опыт: будем надувать воздушные шарики.
(Дети надувают немного шарики и зажимают пальчиками клапан)
-Теперь, когда у всех шарики надуты, мы понаблюдаем, как воздух выходит из шариков в воде, подойдите к тазику с водой.
(Воспитатель показывает, как понемногу выпускать воздух из шарика, дети повторяют действия за ним).
- Видите, как пузырьки выходят? А теперь на картинках с шариками покажем стрелочкой, в какую сторону будет двигаться из воды наполненный воздухом шарик.
(Дети показывают стрелками направление движения шара снизу вверх)
4. Задание на закрепление и развитие умения ориентироваться в пространстве. (У детей листочки с изображением лабиринта морского дна).
- Итак, костюмы водолазов мы надели, можно покинуть батискаф и отправиться на поиски клада. Но куда мы поплывём? Ребята, помогите водолазу добраться до клада. (Дети стрелочкой показывают путь водолазу).
5. Задание на решение простых арифметических задач.
(На доске картинка-планшет с изображением осьминога и набор из 10 карточек с изображением осьминожков)
- Плывём по морскому дну (имитируя плавание, дети с воспитателем двигаются по направлению к доске). Но что это за звуки? Кто-то плачет?
У Мамы-Осьминога беда:
Разбежались детки кто куда.
Чтобы осьминожков собрать,
Нужно их скорей пересчитать!
Сидит Осьминожиха, плачет-
Никак не может решить задачу.
Поможем?
Сколько в задаче частей, назовите,
Маме осьминожков помогите.
(Придумываем и решаем задачи на сложение и вычитание, записываем на листочках в клеточку).
6. Игра-разминка «Ты мне – я тебе».
Поучим маму осьминожков счёту,
Чтобы впредь не было у неё такой заботы.
(Воспитатель поочерёдно даёт мяч детям и называет число, которое нужно разложить на два меньших: «десять-это девять и один)
7. Физкультминутка с одновременным повторением прямого и обратного счёта и названия месяцев года.
- Целый год исследовательское судно находилось в плавании. Год – это долго? Сколько месяцев в году? Посчитаем до 12 и обратно, одновременно выполняя упражнение на координацию движения. А теперь перечислим все 12 месяцев, не переставая выполнять упражнение.
8. Задание по развитию речи «Что это за реки?» (ребусы)
- С материка пришё л факс: «Клад предположительно находится на дне моря недалеко от города,в котором есть реки, … и …»(Сообщение читают сами дети)
Краска в принтере за долгое плавание подсохла и названия рек и города нечётки. Но есть подсказка-рисунки на подводной скале. Нужно разгадать ребусы.
(Дети последовательно разгадывают ребусы различных видов, подписывают слова-отгадки. Объясняют с помощью взрослого, что обозначает каждое слово, обращают внимание на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Дети анализируют схему предложения и вписывают недостающие слова.)
9. Физкультминутка- игра «Море волнуется…»
10. Изготовление сердечка из бумаги.
- Клад найден, в сундучке очень ценные сведения по изготовлению сердечек из бумаги способом плетения. Так вот оно какое «Сердце океана»!
– Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.
Описание этапов работы:
1. Вырежьте два одинаковых прямоугольника из цветной бумаги, используя шаблоны.
2. Одну сторону каждого прямоугольника закруглите.
3. Вторую сторону разрежьте на полоски.
4. Сложите прямоугольники под углом друг к другу и переплетите полоски.
5. Закрепите полоски клеем.
11. Итоги занятия. Рефлексия.
-Путешествие закончилось. Цель достигнута-клад обнаружен! Возвращаемся на корабль. Интересным было путешествие? Вам понравилось, ребята?
Каждый ваш нарисованный на листочке шарик превратим в смайлик. Покажите своё настроение. А в порту нас ждут сюрпризы (это могут быть наклейки с изображением обитателей морских глубин) и новые путешествия и открытия впереди!
ЛИТЕРАТУРА
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд. ,испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
3. Астафьева Е. О. ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ: Методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. ЭОР: Планирование работы воспитателя ДОО. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ. По программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. -Издательство «Учитель» www.uchitel-izd/ru
5. ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА. Интерактивная книжка для детей 3-6 лет. Занятия с увлечением, М. ,ООО «Пчёлка»,тип. ТРИАДА ЛТД,2016