Татьяна Ильина
Комплексное занятие с детьми 6–7 лет в старшей группе «Подарки осеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Уточнять и расширять представление детей о лесе, его растениях и обита-телях.
Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение к ней.
Показать детям многообразие растительного мира, помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; научить детей поведению в лесу.
Публикация «Комплексное занятие с детьми 6–7 лет в старшей группе „Подарки осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Учить по средствам аппликации передавать красоту осеннего леса. Учить использовать в работе нетрадиционные приемы аппликации (элементы аппликации из обрывной бумаги). Закреплять умение пользоваться шаблоном и ножницами. Показать возможность составления единого пейзажа с помощью отдельно изготовленных частей.
Развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
Материалы: Венок из осенних листьев, корзинка, шишка, гроздь рябины, грибы: подосиновик, опята, желуди, осенние листочки, картина-иллюстрация «Осенний лес», демонстрационный материал «Деревья», картины с лесными животными: еж, медведь, лиса, заяц, волк, белка; лист бумаги формата А3 для изготовления аппликации, шаблоны деревьев и кроны деревьев на каждого ребенка, цветная и белая бумага, простой карандаш, клей, салфетки, ножницы
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк». Экскурсия в лес. Ознакомление с приметами осени.
Ход занятия
— Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное на-строение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнетесь мне ра-достно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!
-А сейчас ребята, давайте с вами попадем в осенний лес и вспомним впечатления от прогулки по лесу. «Деревья вокруг были желтые словно из золота. Под ногами шуршит листва. И такая красота вокруг! Мы остановились и прислушались: было тихо-тихо, и вдруг мы услышали, как с ветки сорвался лист и, медленно кружась в воздухе, лег на землю. Нам захотелось принести кусочек этой красоты в детский сад. Мы собрали листья и сплели из них венок». Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)
— Ребята! Вам нравятся листья? А какие они? Почему они такие? По каким признакам вы узнали, что сейчас осень? А вам нравится осень или нет? Почему? Как в народе об осени говорят? (Дети вспоминают народные приметы.) Венок из листьев обладает волшебной силой — тот, кто его надевает, становится волшебницей-Осенью. (Воспитатель надевает на голову венок.)
По лесной дорожке Осень к нам пришла
И с собой в корзинке Подарки принесла.
Загадки
«Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта.
Вот корзиночка стоит,
Интересная на вид.
Догадайся поскорей,
Что в корзиночке моей?
— Как вы думаете, что в корзинке? (Дети высказывают предположения.) Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, а вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке. (Загадки о том, что растет в лесу)
В этот гладкий коробок бронзового цвета,
Спрятан маленький дубок будущего лета. (желудь)
Очень дружные ребята у пенька живут (опята)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко-красненьком берете. (подосиновик)
Мальчик-крошка в костяной одежке. (орех)
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (рябина)
На сосне семян кубышка.
Что же это? Это (шишка)
— Перечислите все, что лежит на блюде. Как можно назвать эти дары? А где они растут?
— Я хочу вас порадовать еще и красивым убором леса.
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Ветер по листве идет прохладный
Он сорвет узорчатый наряд,
И в лесу начнется вальс прощальный —
Золотой осенний листопад
— Ребята, а кроме золотой, какие еще краски есть у осеннего листопа-да? (Ответы детей)
В моей корзинке для вас рыжие, золотистые, багряные листочки. Ловите! (Воспитатель бросает вверх листочки. Дети ловят и называют, с какого дерева лист).
— Какие красивые листья: желтые, красные. А почему они такие? Какие были летом? Какие весной? Что с ними будет, когда зима придет? Вот вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.
— А знаете, мне кажется, что Даша очень похожа на березу, Кирилл на дуб, а Виолетта стройная, как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья. (Дети изображают то дерево, листочек которого у них в руках.)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
- А я буду ветром. Подул ветерок. (Дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.)
Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»
Показ картинок с рисунками листьев различных деревьев.
— Посмотрите на рисунки. На каких деревьях растут эти листья? А какие листья бывают по форме?
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Лес — большой дом. Кто в нем живет? Назови всех обитателей леса и их жилища.
А как назвать детенышей разных зверей? ( Например: у зайчихи — зайчата, у лисицы — …и т. д.)
- Дети, сегодня к нам в гости пришел один из жителей леса - Зайка. Он решил сделать из бумаги картину с изображением осеннего леса. И хочет нас взять к себе в помощники.
Но когда Зайка (ребенок) подходит к картине, то видит вместо зеленых елочек и берез только одни сухие стволы. Зайка удивляется.
- Почему такой его лес? Дети, давайте подскажем Зайке, почему такой его лес. Что он забыл добавить?
Дети перечисляют, что необходимо сделать в этом лесу. (Добавить крону деревьям, кусты, траву, грибы, ягоды).
Давайте поможем Зайке сделать картину осеннего леса, покажем ему всю красоту природы осенью.
Проходите, ребята, в нашу мастерскую и принимайтесь за работу. (Дети выполняют аппликацию).
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, какой красивый получился лес. Кажется, вот-вот подует ветерок, и затрепещут осинки, закачаются лапы елей и ветви берез.
Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки.
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва и хвоинки,
Рядом и ели растут и рябинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья,
Тут все деревья от «А» и до «Я».
- Как вы думаете, а какой получился лес у нас? (Ответы детей)
Посмотрите, на нижних этажах нашего леса — трава, грибы, ягоды. Затем идут кустарники. Следующий этаж — деревья поменьше, и самый верхний — высокие дубы и сосны.
- Вот видите, дети, теперь не только мы, но и Зайка знает, что многоэтажным бывает не только дом, но и лес.
Пословицы о лесе
А в завершение нашей прогулки по лесу давайте познакомимся с по-словицами о лесе и правилами поведения в лесу.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода — брат и сестра.
- А какие пословицы о лесе знаете вы, ребята? (Дети называют знакомые пословицы).
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
- Ну а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:
Много леса — не губи,
Мало леса — береги,
Нет леса — посади.
Давайте повторим за мной это простое, но очень важное правило, чтобы запомнить его. (Дети повторяют за воспитателем).
А сейчас, ребята пришла пора прощаться нам с новым другом – Зайкой. Давайте подарим Зайчику и лесным зверям на память нашу замечательную картину. (Зайчик дарит детям угощение).
Воспитатель снимает венок:
- Но вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.
- Вам понравились подарки осеннего леса? А что еще интересного вы сегодня узнали, что вам понравилось больше всего? Что нам дарит осенний лес? (Грибы, ягоды, орехи, золотую листву и красоту, которой можно любоваться).
Ребята, сегодня мы с вами замечательно поиграли, помогли Зайчику, большое вам спасибо. В завершение давайте устроим осенний хоровод. (Дети вместе с воспитателем водят «Осенний хоровод»).