Астахова Нина Николаевна
Комплексное занятие по развитию речи «Зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Обучающие задачи:
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, множественное число существительных.
Развивающие задачи :
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи „Зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Способ организации: активно – деятельный (в игровой форме).
Формы организации: групповая.
Оборудование:
Запись Вивальди «Зима».
Снежинка, по две счетные палочки на каждого ребенка.
Наглядный материал в виде мнемотаблицы.
Лист раскраска с картинками снеговика, лыж, санок по числу детей.
Цветные карандаши по числу детей.
Предварительная работа:
Рассматривание тематических альбомов «Зима»
Словесная игра «Однокоренные слова – слова снег»
Игра «Какое слово лишнее»
Воспитатель:
Упражнение «Подари улыбку другу» :
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны, обнялись)
Воспитатель: На занятии нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима).
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
Игра «Доскажи словечко» (родственные слова).
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем со словом «снег».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова.)
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
На какое слово они все похожи?
Правильно, все названные вами слова похожи на слово «Снег»
Игра «Зимние слова» (дети стоят в кругу).
Условие - назвать «зимнее» слово и передать снежинку другому.
Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («Зимние» слова: сугроб, валенки, снегопад, иней, санки, метель, мороз, снежинка, Снегурочка, лед, вьюга, Дед Мороз,.)
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель:
Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная, белая)
Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.) Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
- А что можно делать зимой? (кататься на лыжах, санках)
Правильно, зимой хорошо!
Давайте, мы сейчас составим рассказы о зиме и так и назовем их «Хорошо зимой»
А рассказ мы будем составлять с помощью мнемотаблицы, это такая таблица с картинками, которая нам поможет составить рассказ.
Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!
Вопросы:
Какое наступило время года? (зима)
Какой снег? (выпал снег белый, пушистый)
Какая погода на улице? (на улице зимой холодно)
Как оделись дети? (Надо одеться тепло)
Куда пошли дети? (Пошли гулять)
Что делали дети на прогулке? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, поиграть в снежки слепить снеговика.)
Молодцы, хорошие рассказы составили о зиме.
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться!
Вот и сейчас мы с вами будем лепить снеговика.
Физкультминутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком! Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла!
На солнце припечет слегка,
Увы! И нет снеговика!
Воспитатель: А сейчас, я попробую вас запутать.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.
(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, й утро- ночь, и др.)
Упражнение «Один, много»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Один много». Я буду называть вам слово в единственном числе, например кукла она одна – в единственном числе, а во множественном, то есть их много, то будет куклы.
Сосулька, снежок, льдинка, след, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, здесь нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
(дети отвечают полными ответами)
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Воспитатель: вы все правильно ответили, и сейчас я превращу вас в лыжников.
Воспитатель: У каждого из вас по две счетные палочки – представим, что это лыжи. Указательные пальчики встают на лыжи. Двигаем пальчиками, едем как на лыжах, делая по шагу на каждое слово.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
Воспитатель: А сейчас вы можете приступить к закрашиванию картинок.