Любовь Михайловна Печикина
Комплексное занятие по развитию речи для детей 5–6 лет «Лес, мы твои друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лес, мы твои друзья!»
Задачи на развитие познавательных способностей: уточнять и расширять представления детей о лесе; учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира, бережно относиться к природе, понимать ее значение для жизни человека; развивать творческое воображение, умение сочинять сказки. Приучить детей запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков.
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи для детей 5–6 лет „Лес, мы твои друзья!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Задачи на развитие речи : учить детей пересказать и развивать предложений сюжет, самостоятельно придумывать последующие события, используя полученные ранее знания и представления; учить детей выразительно пересказать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство единства человека и природы; учить детей понимать другие существа, переживать за них, будить в них сострадание.
Оборудование: Панно «Мы едем в лес», модели разных деревьев. Аудиозапись «Звуки леса», записи веселой (паровозик едет) и спокойной музыки, цветные карандаши.
Предварительная работа
- Беседы: «Дары леса», «Что делают из древесины?», «Лес и наше здоровье», «Кто заботится о лесе?»
-Чтение книг о природе, о лесе (Н. Сладков «Азбука леса», «Запущенный лес», М. Пришвин «Глаза земли», Ю. Дмитриев «Что такое лес?»)
- Совместное оформление альбома «Книга леса» с рассказами детей, сказками, рисунками, фотографиями, картинками
- Разучивание считалок, стихотворений о лесе и его обитателях
- Знакомство с народными изречениями о природе
- Оформление панно «Мы едим в лес» ( материал: ватман или обои)
Ход занятия:
1. Орг. момент
Воспитатель: Ребята! Есть у нас хороший друг, отгадайте, кто это:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: это лес
Воспитатель: Мы собрались сегодня отправится в лес. Вы не передумали?
Дети: нет
2. Основная часть
Воспитатель: А знаете ли вы, что было бы, если бы на Земле лесов не было?
Ответы детей
Воспитатель: Пора нам отправиться в гости к зеленому другу. «Оживим» наш паровозик.
Ребенок говорит считалку:
Раз, два, три, четыре, пять –
Время солнышку вставать,
А к обеду на часах
Солнце прямо в небесах.
Семь, восемь, девять, десять –
Солнце спит, на небе месяц
Разбегайтесь кто куда,
Утром новая игра!
Выбранный ребенок рисует веселое лицо паровозику на панно
Воспитатель: Построим вагончики и отправимся в путь. Поехали!
Динамическая игра «Поездка на поезде»
Дети (заводят двигатель). Чу – чу- чу! Тук- тук- тук! (звучит веселая музыка) Дети выстраиваются друг за другом. Руки согнуты в локтях. Двигаясь по кругу, дети делают круговые движения руками.
Воспитатель: остановка. Вагончики поезда очень сильно стучат, тарахтят. А мне вспомнилась скороговорка:
Тридцать три вагона в ряд
Тарахтят, тарахтят
Повторите эту скороговорку громко (тише, совсем тихо). Сначала медленно, затем быстрее и быстрее.
Дети повторяют скороговорку, помогая себе руками. Чем скорее говорят скороговорку, тем быстрее двигаются согнутые в локтях руки.
Воспитатель: поехали!
«Поезд продолжает движение под веселую музыку, подъезжая к панно «Мы едим в лес» и останавливается.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Мы видим ягоды грибы деревья цветы муравейник птиц…
Игра «Один – два – пять»
Воспитатель: гриб
Первый ребенок: Один гриб, два гриба, пять грибов
Воспитатель: дерево
Второй ребенок: Одно дерево, два дерева, пять деревьев
Воспитатель: береза
Третий ребенок: Одна береза, две березы, пять берез
Воспитатель: пень
Четвертый ребенок: Один пень, два пня, пять пней
Воспитатель: Ягода
Пятый ребенок: Одна ягода, две ягоды, пять ягод
Воспитатель: Продолжим путь
В это время воспитатель включает музыку, «поезд» едет. Воспитатель рассиавляет макеты деревьев: дуба, осины, березы, сосны, елки и так далее. Раскидывает по полу листочки от этих деревьев
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое дерево в лесу самое красивое, самое большое, самое стройное, самое мудрое?
Ответы детей
Воспитатель: Приехали! Выйдем из поезда, разомнемся, осмотримся. Кто из вас может красиво поздороваться с лесом?
Ребенок:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои
(С. Погореловский)
Фонематическая пауза «Что я слышу?»
Воспитатель: Прислушайтесь, что вы слышите?
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Дети: Я слышу – кукушка кукует, я услышал шелест листвы, я услышал, как кто то цокает
Воспитатель:
Утором мы во двор идем –
Листья сыплются с дождем,
Под ногами шелестят,
И летят… летят …. Летят.
(Т. Трутнева)
Походите, побродите по осеннему ковру из разноцветных листьев. Слышите, как листочки шуршат?
Воспитатель: Чем пахнет в густом хвойном лесу?
Дети: В лесу пахнет грибами, травой, хвоей, сырой землей…
Воспитатель обращает внимание детей на одну из елочек на панно
Воспитатель: Хотите рассказать, что мне рассказала елочка? Тогда садитесь и слушайте.
Друзья леса (отрывок)
Деревья облепили мохнатые гусеницы. Лес почернел, будто после пожара. Елка, что росла над большим муравейником, взмолилась:
- Ох, бедная я. Пришла моя погибель
- А мы –то для чего, подружка? – воскликнул Красный муравей. – Если бы ты погибнешь, как мы жить будем? Кто нас защитит от бури, дождей, жары?
Муравей быстро собрал в муравьином городе, построенном их хвойных иголок, своих друзей и стал с ними совещаться. Вскоре муравьиная дружина полезла по стволу ели. Муравьи расползлись по веткам и набросились на гусениц. Елка повеселел. Но на ее беду в это время мимо проходил старой медведь. Увидел он муравейник и решил полакомиться своим любимым блюдом. Отпустил он муравейник лапу, муравьи поползли по ней, а медведь мигом слизнул их языком. Хитрый был медведь - не ел муравьев прямо из муравейника, чтобы на язык не налипли иголки
- На помощь! – прокричал Красный муравейник
- На помощь! – крикнула Елка
(П. Бобев)
Воспитатель по ходу повествования подрисовывает на панно возле елочки героев сказки: гусениц, муравьев, медведя
Воспитатель: Как называется сказка? О чем она? Что вам понравилось, а что нет?
Что произойдет с елкой и муравьями, если им никто не поможет? Что бы вы почувствовали, если бы были этой елкой, по которой ползут мохнатые, вредные гусеницы? Опишите героев сказки, какие они?
Дети:
Елка: зеленая пушистая, грустная, бедная
Муравей: маленький, красный, полезный, трудолюбивый
Муравьи: расползлись, набросились, поползли
Гусеницы: вредные, маленькие, мохнатые
Медведь: большой, старый, буры, мохнатый, хитрый
Воспитатель: Придумайте хороший конец для этой истории. Закройте глаза. Подумайте, кто может всем героям сказки: елочке, муравьям и даже медведю
Воспитатель включает спокойную музыку. Дети фантазируют
Это могут быть люди: лесник, пожарный, герои сказок – Карлсон, мАльчик – с- пальчик, Иван – Царевич, Лесовичок, дикие животные, птицы…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Интересно придумали! Я запишу все ваши рассказы в нашу книгу «Лесную книгу»
Игра «Народные изречения»
Воспитатель: Ребыта! Давайте расскажем лесу, что им о нем уже знаем, помним и какие правила поведения стареемся соблюдать
Воспитатель:
Я начну, а вы кончаете
Хором дружно отвечайте.
Много леса – не груби, …
Дети:
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Воспитатель: растение - …
Дети: Земли украшение - …
Воспитатель : Сломать дерево не долго, …
Дети: Старые деревья, …
Дети: Молодые охраняют
Воспитатель: Искру туши до пожара, …
Дети: Отведи беду до удара
Воспитатель: Роща да леса …
Дети: Родного края краса
Рисование плаката «Берегите лес!»
Воспитатель: Попросим всех людей эти правила соблюдать. Предлагаю наше панно «Мы едем в лес» превратить в плакат «Берегите лес» и вывесить его на самом видном месте, согласны?
Дети рисуют на панно костер горящую спичку и зачеркивает их крест – накрест. Обводят красным карандашом мухоморы, муравьев, колокольчики и ставят охраняющий восклицательный знак
3. итоговая часть
Воспитатель: Ну что ж пора возвращаться! Попрощаемся с лесом. Скажем громким голосом: «Лес – мы твои друзья!». Скажем средним голосом «До новой встречи. Мы тебя никогда не обидим». Скажем тихим голосом: «Мы будем скучать»
Дети повторяют прощальные лова за воспитателем.
Воспитатель: Вернемся в детский сад с помощью волшебных слов:
Вокруг себя повернись
И в детском саду окажись!
Дети повторяют слова и крутятся вокруг себя на одной ножке
Воспитатель: Во мы и в детском саду. Попробуйте дома «оживить» других лесных жителей и придумать про них сказки. А я запишу их в «Лесную книгу». Наше путешествие закончилось, но оно многому нас научило. Давайте помнить, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научится прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревьях, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны.