Лозямова Марина
Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Продолжать знакомить детей с одеждой хантыйского народа.
- Ввести в речь детей новые слова обозначающие предметы одежды : рукавица – пос, шапка – мил.
- Упражнять в произношении звуков «Л», «Э», «НГ»
- Повторить с детьми знакомые слова – сах, ернас, ухшам, молупщи.
- Заинтересовать детей к процессу создания настольной игры «Найди пару».
Материалы:
Публикация «Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет „Одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Воспитателю - национальная одежда для показа детям – платье, шуба (женская и мужская, платок, рукавицы, шапка.
Детям – готовые изображения рукавицы, символические изображения жука, медведя, клей, кисти, салфетки, клеенка.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, рассказ, вопросы.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу вместе с девочкой одетой в национальное платье.
Воспитатель: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети!
К нам в гости пришла Аленушка! Посмотрите в каком красивом платье она. А кто же тебе сшил такое красивое платье?
Аленушка: Это бабушка мне сшила красивое платье.
Воспитатель: Дети, а как по хантыйски платье?
Дети: Ярнос.
Воспитатель: Аленушка нам принесла письмо, давайте его прочитаем.
(читает)
«Дорогие ребята, приглашаю Вас в гости в мою мастерскую. Я приготовила для вас подарок. Бабушка Аленушки»
Хотите пойти в гости к Аленушкиной бабушке, а Аленушка нас проводит.
Дети встают друг за другом и идут в гости. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.
- Кто лохматый и большой, спит в берлоге зимой? (медведь – мойпар)
- Кто на себе лес носит? (лось – куран вой)
Воспитатель: Вот мы и пришли к бабушке – мастерице. Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Вуща, вуща!
Бабушка: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети! Как я рада гостям. Омсаты, садитесь! Располагайтесь поудобней, я расскажу вам о своем рукоделии.
Я шью хантыйскую одежду, а как вы думаете, какие инструменты мне помогают шить красивую одежду как у Аленушки?
Дети: Иголка, наперсток, нитки.
Бабушка: (показывает платье) Посмотрите, что это? Тами муй?
Дети: Тами ярнас. Это платье.
Бабушка: (показывает женскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?
Дети: Тами сах. Это женская шуба.
Бабушка: (показывает мужскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?
Дети: Тами молупси. Это мужская шуба.
Бабушка: (показывает платок) Посмотрите, что это? Тами муй?
Дети: Тами ухшам. Это платок.
Бабушка: А как можно одним словом назвать эти вещи?
Дети: Одежда.
Бабушка: Назовите это слово на хантыйском языке.
Дети: Лэматсух.
Бабушка: Молодцы, все правильно назвали. А обратили ли вы внимание на украшение этих вещей? Чем они украшены?
Вся одежда украшается различными орнаментами, которые имеют определенный смысл.
Вот например орнамент полоска
Его изображали для того, чтобы у человека была всегда ровная, прямая дорога.
А этот узор называется волны
Ребята, посмотрите на мои новые изделия, что это?
Дети: Шапка, рукавицы.
Бабушка: Эти вещи одевают для ритуального танца на медвежьих игрищах. По хантыйски шапка – мил. Повторите.
Дети: Мил.
Бабушка: Что это? Тами муй?
Дети: Миль (хоровые и индивидуальные ответы)
Бабушка: На шапке я вышила орнаментальное изображение жука.
Бабушка: По хантыйски рукавицы – пос. Повторите.
Дети: Пос.
Бабушка: Что это? Тами муй?
Дети: Пос (хоровые и индивидуальные ответы).
Бабушка: На рукавицах я изобразила медведя. Рукавицы и шапки я сшила для вас, это мой подарок.
Дети: Спасибо! Пэмасипа!
Бабушка: А теперь нам пора прощаться, до свидания, паимвода.
Дети: Паимвода!
Дети встают друг за другом и идут в детский сад. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.
- У какого зверя шуба серая линяет, на зиму белую одевает? (заяц – шовар)
- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее … (лиса – вухсар)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Давайте и мы сегодня станем мастерами и изготовим игру «Найди пару». Я предлагаю вам украсить рукавицу орнаментами.
Вспоминают названия орнаментов….
Воспитатель: Я предлагаю вам на красную рукавицу наклеить изображение синего жука,
на желтую рукавицу – зеленого жука,
на зеленую рукавицу – изображение желтого медведя,
а на синюю рукавицу – красного медведя.
Распределяйте изображение строго по середине рукавицы.
(самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога)
По окончанию работы дети играют в игру «Найди пару», складывают рукавицы в подготовленную коробку.
Воспитатель: Дети, какую игру мы сделали? А какие новые слова мы сегодня узнали? Молодцы, хорошо позанимались.