МААМ-картинки

Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»

Лозямова Марина
Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- Продолжать знакомить детей с одеждой хантыйского народа.

- Ввести в речь детей новые слова обозначающие предметы одежды : рукавица – пос, шапка – мил.

- Упражнять в произношении звуков «Л», «Э», «НГ»

- Повторить с детьми знакомые слова – сах, ернас, ухшам, молупщи.

- Заинтересовать детей к процессу создания настольной игры «Найди пару».

Материалы:

Публикация «Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет „Одежда“» размещена в разделах

Воспитателю - национальная одежда для показа детям – платье, шуба (женская и мужская, платок, рукавицы, шапка.

Детям – готовые изображения рукавицы, символические изображения жука, медведя, клей, кисти, салфетки, клеенка.

Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, рассказ, вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу вместе с девочкой одетой в национальное платье.

Воспитатель: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети!

К нам в гости пришла Аленушка! Посмотрите в каком красивом платье она. А кто же тебе сшил такое красивое платье?

Аленушка: Это бабушка мне сшила красивое платье.

Воспитатель: Дети, а как по хантыйски платье?

Дети: Ярнос.

Воспитатель: Аленушка нам принесла письмо, давайте его прочитаем.

(читает)

«Дорогие ребята, приглашаю Вас в гости в мою мастерскую. Я приготовила для вас подарок. Бабушка Аленушки»

Хотите пойти в гости к Аленушкиной бабушке, а Аленушка нас проводит.

Дети встают друг за другом и идут в гости. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.

- Кто лохматый и большой, спит в берлоге зимой? (медведь – мойпар)

- Кто на себе лес носит? (лось – куран вой)

Воспитатель: Вот мы и пришли к бабушке – мастерице. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Вуща, вуща!

Бабушка: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети! Как я рада гостям. Омсаты, садитесь! Располагайтесь поудобней, я расскажу вам о своем рукоделии.

Я шью хантыйскую одежду, а как вы думаете, какие инструменты мне помогают шить красивую одежду как у Аленушки?

Дети: Иголка, наперсток, нитки.

Бабушка: (показывает платье) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами ярнас. Это платье.

Бабушка: (показывает женскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами сах. Это женская шуба.

Бабушка: (показывает мужскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами молупси. Это мужская шуба.

Бабушка: (показывает платок) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами ухшам. Это платок.

Бабушка: А как можно одним словом назвать эти вещи?

Дети: Одежда.

Бабушка: Назовите это слово на хантыйском языке.

Дети: Лэматсух.

Бабушка: Молодцы, все правильно назвали. А обратили ли вы внимание на украшение этих вещей? Чем они украшены?

Вся одежда украшается различными орнаментами, которые имеют определенный смысл.

Вот например орнамент полоска

Его изображали для того, чтобы у человека была всегда ровная, прямая дорога.

А этот узор называется волны

Ребята, посмотрите на мои новые изделия, что это?

Дети: Шапка, рукавицы.

Бабушка: Эти вещи одевают для ритуального танца на медвежьих игрищах. По хантыйски шапка – мил. Повторите.

Дети: Мил.

Бабушка: Что это? Тами муй?

Дети: Миль (хоровые и индивидуальные ответы)

Бабушка: На шапке я вышила орнаментальное изображение жука.

Бабушка: По хантыйски рукавицы – пос. Повторите.

Дети: Пос.

Бабушка: Что это? Тами муй?

Дети: Пос (хоровые и индивидуальные ответы).

Бабушка: На рукавицах я изобразила медведя. Рукавицы и шапки я сшила для вас, это мой подарок.

Дети: Спасибо! Пэмасипа!

Бабушка: А теперь нам пора прощаться, до свидания, паимвода.

Дети: Паимвода!

Дети встают друг за другом и идут в детский сад. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.

- У какого зверя шуба серая линяет, на зиму белую одевает? (заяц – шовар)

- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее … (лиса – вухсар)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте и мы сегодня станем мастерами и изготовим игру «Найди пару». Я предлагаю вам украсить рукавицу орнаментами.

Вспоминают названия орнаментов….

Воспитатель: Я предлагаю вам на красную рукавицу наклеить изображение синего жука,

на желтую рукавицу – зеленого жука,

на зеленую рукавицу – изображение желтого медведя,

а на синюю рукавицу – красного медведя.

Распределяйте изображение строго по середине рукавицы.

(самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога)

По окончанию работы дети играют в игру «Найди пару», складывают рукавицы в подготовленную коробку.

Воспитатель: Дети, какую игру мы сделали? А какие новые слова мы сегодня узнали? Молодцы, хорошо позанимались.

Публикации по теме:

Кружок «Развивай-ка». Отчет за декабрь 2013 года 2.12 Занятие 1. Цель: учить проводить прямые линии, правильно держать фломастер, распределять предметы по цвету, повторить знакомые пальчиковые.

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмахНациональный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»» (включая файлы) размещена пользователем Лозямова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД