Глазкова Марина Анатольевна
Комплексное занятие «Одежда донского казака и казачки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательный интерес к истории своего народа, традициям и обычаям казаков, углублять знания детей о казачьей одежде.
Задачи:
1. Знакомить детей с традиционным казачьим костюмом, его символикой.
2. Расширять знания детей о казачьей одежде, её назначении.
3. Познакомить с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма.
Ход занятия:
Звучит казачья народная песня.
Публикация «Комплексное занятие „Одежда донского казака и казачки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в прошлое. Для этого мы с вами станем в круг, возьмёмся за руки.
Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» (дети повторяют слова.)
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли в гости к казаку Григорию и казачке Аксинье.
Голос казака Григория : Здорово дневали гости дорогие!
Воспитатель: «Слава богу»
Голос казака Григория : Милости просим в нашу горницу. Гость на порог –хозяину радость.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие они нарядные.
Любили казаки и казачки красиво одеваться. Давайте рассмотрим их одежду.
Воспитатель: Во что одет казак Григорий?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, верхняя часть одежды у казака называется китель.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами повторим: китель. Как называется верхняя часть одежды казака?
Ответы детей:
Воспитатель: Китель каким цветом?
Ответы детей:
Воспитатель: Брюки у казаков раньше назывались шаровары. Давайте с вами повторим. Как назывались брюки у казаков? Что такое шаровары?
А по бокам шаровар были нашиты полоски, эти полоски называются лампасы.
Давайте с вами повторим. Как называются полоски, которые нашиты по бокам шаровар?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель: А, каким цветом шаровары?
Воспитатель: А, каким цветом лампасы?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что у казака на голове, как называется этот головной убор?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда в те времена, этот головной убор назывался папаха. Давайте повторим. Папаху шили из овечьих шкур, носили папаху казаки зимой, а летом казаки носили фуражку. (Воспитатель показывает фуражку и папаху)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами повторим, что казаки носили зимой?
Что казаки носили летом?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель: Теперь, давайте рассмотрим одежду казачки Аксиньи.
Воспитатель: Обратите внимание, волосы у Аксиньи собраны в пучок на затылке, на который надета «шлычка». Давайте с вами повторим «шлычка». Шлычка-это маленькая шапочка, головной убор казачки.
Воспитатель: Ребята, как называется головной убор казачки? Что такое «Шлычка»?
Воспитатель: Ребята, скажите, что надето на казачке Аксинье?
Ответы детей: Юбка, кофта.
Воспитатель: Ребята, а каким цветом юбка?
Воспитатель: Ребята, а каким цветом кофта?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель: Юбка и кофта, которую носила казачка, называлась одним словом «парочка». Давайте с вами повторим ребята «парочка». Как называлась одним словом юбка и кофта казачки? Что такое парочка?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Воспитатель: Юбка была длинная и широкая, украшенная множеством оборок, кружев, тесьмой и лентами. Кофта тоже украшалась кружевами, тесьмой и лентами.
Воспитатель: Одежда, которую казачки носили в будний день, шилась из простой ткани: ситца, сатина. А которую носили в праздничный день, из дорогой ткани: из шёлка и бархата. Украшали кружевами, лентам, тесьмой.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим и попробуем на ощупь образцы тканей. Передавайте по кругу. (Воспитатель показывает образцы тканей)
Воспитатель: Посмотрите это образец простой ткани: ситец и сатин. Из этой ткани шилась одежда для буднего дня. А это образец дорогой ткани: бархат, шёлк. Из этой ткани шилась одежда для праздничного дня.
Воспитатель: Ребята, скажите, «парочка» нашей казачки Аксиньи сшита для буднего дня или для праздничного дня?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, одежда Аксиньи сшита для праздничного дня, а на праздник казачки любили наряжаться. Очень, любили казачки украшения. Украшали шею монистами. Монисты - это бусы из янтаря, бисера, монет. (Воспитатель показывает бусы)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сегодня сделаем монисты для казачки Аксиньи.
Работать будем парами. Чтобы выбрать пары, мы с вами поиграем в игру «Заря-заряница»
Становитесь в круг. Когда зазвучит музыка, вы пойдёте по кругу, а я в это время каждому из вас дам в руку ленту. Когда музыка закончится, вы должны найти себе пару по цвету ленты, которая вам достанется.
Воспитатель:
«Заря – заряница»
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца золотые.
Вот они какие.
«За водой пошла - ленты раздала»
Лента ленточку найди.
За руку скорей возьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какого цвета у вас ленты, и найдите свою пару. (Дети становятся по парам.)
Воспитатель: Посмотрите, правильно ли вы выбрали себе пару?
Воспитатель: Молодцы, все правильно выбрали свою пару.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, обратите внимание, на рабочих столах, стоят флажки. Вам нужно найти флажок такого же цвета, что и ваша лента. Воспитатель: Садитесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами будем делать монисты для казачки Аксиньи.
Воспитатель: Посмотрите, из чего мы будем делать монисты?
Ответы детей:
Воспитатель: Перед вами у каждого стоит шкатулочка, лежит шнурок и бусинки, подвиньте шкатулочку к себе, берите шнурок, и нанизывайте на него бусинки. Приступайте к выполнению задания.
(Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые монисты вы сделали для казачки Аксиньи! Давайте подарим наши монисты Аксинье.
Голос Аксиньи. Спасибо, ребята! Теперь я буду надевать ваши монисты на все праздники.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем ещё в одну игру.
Игра называется «Папаху надеваю — на вопросы отвечаю!»
Проверим, запомнили вы названия предметов одежды казака Григория и казачки Аксиньи. Становитесь в круг, кому папаху надеваю, тот должен ответить на вопрос.
. Что такое шаровары?
. Что такое лампасы?
. Что такое папаха?
. Что такое фуражка?
. Что такое парочка?
. Что такое шлычка?
. Как называются украшения, которые мы сегодня с вами делали? Воспитатель: Молодцы, ребята! На все вопросы вы ответили правильно. Сегодня вы отлично потрудились! Узнали много интересного. Пришла пора обратно возвращаться в будущее. Давайте возьмёмся за руки. Повторяйте за мной: «Время, время остановись, в наше время повернись!»
Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо ребята.