Тамара Музалева
Комплексное занятие «Краски Осени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие «Краски Осени» в подготовительной группе.
(художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие)
Цель: Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников через художественно-творческую, коммуникативную, двигательную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать умение исполнять песню в соответствии с характером.
Выразительно двигаться в соответствии с музыкой.
Публикация «Комплексное занятие „Краски Осени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Совершенствовать речь детей как средство общения. Активизировать словарь на тему «Осень».
Развивающие:
1. Развивать память, любознательность и стремление к получению новых знаний.
2. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.
3. Развивать чувство ритма, эмоциональное отношение к музыке через культуру движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родной природе, прививать культуру поведения при слушании музыкальных произведений.
Ход занятия.
Зал украшен по-осеннему. Звучит музыка, дети заходят в зал.
Приветственная игра «Здравствуйте!» (сб. Картушиной М. Ю. «Мы играем, рисуем и поем»)
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
(кивает головой)
Дети: - Доброе утро, здравствуйте!
(протягивают руки вперёд, ладони развернув вверх).
Муз. рук. -ль: - Здравствуйте, здравствуйте, всем привет!
(помахать рукой над головой)
Дети: - Здравствуй! – услышим в ответ.
(хлопают в ладоши)
Муз. рук. -ль: Какая красота вокруг! Ребята, мы сегодня с вами проведем занятие в волшебном осеннем лесу. Давайте погуляем, соберём листочки, а чтобы не заблудиться в лесу, мы споём нашу попевку «Эхо».
- Эхо, где же ты? (2 раза)
- Эхо, повтори? (2 раза)
- Ходим мы в лесу. (2 раза)
- Видели лису. (2 раза)
- Слушали кукушку. (2 раза)
- Ку- ку! (2 раза)
- Гриб нашли волнушку. (2 раза)
- Мы домой идём. (2 раза)
- Всех ребят зовём. (2 раза)
- А-у! (2 раза)
Муз. рук. -ль: Посмотрите, какие красивые листочки мы собрали, давайте с ними потанцуем.
(танец «Листик – листопад»)
(собрать листья, дети садятся на стульчики)
Муз. рук. -ль: Как мне нравится осенняя пора. А вам ребята нравится осень?
Расскажите мне пожалуйста – за что вы любите осень?
Дети: Осенью очень много красивых, ярких цветов, листья на деревьях окрашены в разные цвета. Осенью собирают урожай с полей и огородов.
Осень – красивая пора. На деревьях яркие листья - красные, жёлтые, оранжевые. Я люблю осень за то, что она одевает природу в красивую одежду. Осенью созревают ягоды, грибы, орехи.
Я люблю осень, потому что она разноцветная, золотая. Листья опадают и ложатся на землю красивым, пёстрым ковром. И мне нравится ходить и шуршать листвой. Птицы осенью собираются в стайки и улетают в тёплые края. Иногда бывает дождливо и морозно осенью, но всё равно она мне нравится.
Муз. рук. -ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о том, как дополняют друг друга музыка, живопись и поэзия. Попробуем понять, как музыка может быть связана с живописью и поэзией, и как многообразно она может воспеть праздничное нарядное по цвету время года – осень. Поэт рисует осень словами, художник изображает её на бумаге, на холсте. А композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несёт в себе множество чувств, настроений, образов и эмоций.
И чтобы лучше понять музыку, её нужно услышать. Мы сейчас послушаем музыку Антонио Вивальди. Это произведение называется «Осень». Слушая музыку, можно ярко представить всё, что происходит с природой осенью.
И нам поможет вот этот волшебный экран.
(слушание – А. Вивальди «Осень». Слайд-шоу «Осенние пейзажи»)
Муз. рук. -ль: Ребята, какое настроение передано в этом музыкальном произведении? (весёлое, бодрое, торжественная, праздничная – праздник «Сбор урожая»).
Послушайте, созвучны ли этим звукам стихи А. Толстого «Осень».
«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин».
Какое настроение передано в этом стихотворении! (печальное, грустное).
Правильно! Но музыка А. Вивальди весёлая, радостная и мы сейчас услышим другое стихотворение «Осень в парке» И. Винокурова, которое нам расскажет Варвара Шмелёва.
Муз. рук. -ль: - А теперь послушаем небольшой отрывок музыкальной пьесы русского композитора П. И. Чайковского «Осенняя песня».
(слушание «Осенняя песня» П. И. Чайковский)
- Какое настроение в этой музыке? (грустное, унылое, печальное, жалобное)
- Правильно. Музыка жалобная, задумчивая. Как вы думаете? Какая картина изображена в музыке?
(картина поздней, хмурой осени)
- А сейчас сравним настроение пьесы и стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». Расскажем все вместе, тихо и спокойно.
(стихотворение А. Плещеева «Осень наступила») (на фоне музыки П. И. Чайковского)
- Какое настроение передано в стихотворении? (грустное, печальное)
- И пьеса П. И. Чайковского и стихотворение А. Плещеева передают картину поздней осени.
- Про дождливую, хмурую осень мы послушаем стихотворение Л. Лукановой «Утром небо было хмурым», которое расскажет нам Данила Емельянов.
Муз. рук. -ль: Любит осень листьями шуршать… И мы с вами знаем песню «Осень, милая, шурши». Ребята давайте споем песню и изобразим шелест листьев вот такими инструментами – это шуршунчики, которые нам напоминают… Что? (конфеты «Чупа-чупс»)
(дети в припеве играют шуршунчиками)
(песня «Осень, милая шурши!»
- ВЕСЁЛАЯ, ПЕРЕДАЮЩАЯ ОБРАЗ РАЗНОЦВЕТНОЙ, ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ.
(песня «Осенний вальс», муз. и сл. Ю. Забутова)
Муз. рук. -ль: Эта песня выражает грустное настроение.
- Правильно, ребята! Мы увидели, что поэты – словами, композиторы – звуками прекрасно «рисуют» природу.
Настала пора поговорить о картинах.
Но для этого нам нужно отправиться в мастерскую Художника.
(репродукции картин, посвященные осени)
1. И. И. Левитан «Золотая осень».
2. И. И. Шишкин «Первый снег»
Муз. рук. -ль: На картине И. Левитана – осень золотая, царственная. И вот какие строки лучше расскажут о ней:
«Осенняя пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса».
Да! Действительно с наступлением осени деревья как - будто вспыхивают разноцветным огнё м: листья горят и желтым, и оранжевым, и красным, и зелёным. Посмотрите, это видно и на ваших рисунках.
(выставка рисунков на стене)
Муз. рук. -ль: В нашей творческой мастерской мы сегодня отобразим разноцветную осень. Вам нравится рисовать в альбоме, можно рисовать на холсте, ватмане, на асфальте, песке, а сегодня я предлагаю рисовать на зеркале. Сейчас мы разукрасим это зеркало и ещё раз вспомним нашу красивую, разноцветную осень.
(мальчики приклеивают листья с левой стороны, девочки рисуют гроздья рябин)
(звучит музыка А. Вивальди)
Рефлексия:
- Молодцы, очень красиво получилось, Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались, что вам было интересным на занятии, с каким инструментом вы сегодня познакомились? Кто написал «Осеннюю песенку»?
- Музыкальное «До свиданья, детвора!» - «До свидания!»