Ольга Румянцева
Комплексное занятие для старших дошкольников «В весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения «Серпуховский районный социально - реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
Открытое комплексное занятие
для старших дошкольников
«В весеннем лесу»
(ознакомление с окружающим, развитие речи, ручной труд)
Публикация «Комплексное занятие для старших дошкольников „В весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Румянцева Ольга Анатольевна.
Программное содержание:
• Расширять и обобщать представления детей о типичных весенних
явлениях в природе, о растительном и животном мире весной.
• Развивать связную речь, творческое воображение, фантазию.
• Формировать у детей умения, связанные с художественно - образным
отражением предметов и явлений в изодеятельности.
• Учить создавать оригинальные аранжировки из искусственных
(пластилин) и бросовых материалов.
• Закрепить умение владеть определенным объемом технических навыков: скатывание пластилина между ладонями прямыми движениями, расплющивание его пальцами; развивать мелкую моторику кистей рук.
• Помогать детям посредством красоты художественного слова, утонченности музыкальных произведений и звуков природы усиливать впечатление от происходящих в природе явлений, увидеть их красоту, хрупкость, беззащитность, кратковременность, запечатлев ее в творческой деятельности.
• Воспитывать интерес и любовь к природе, желание охранять ее.
Предшествующая работа:
- беседы о времени года – весне;
- изготовление поделок из природного, бросового и искусственных материалов;
- чтение художественных произведений о весне.
Оборудование:
Слайды о весенних природных явлениях, аудиозаписи звуков леса, шума дождя, музыкальных произведений, стенд для размещения детских работ, пластилин, заготовки для изготовления эстампа, салфетки для рук.
Ход занятия:
1. Организационный момент, вводная беседа.
Художественное слово:
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну конечно не слониха
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла. весна!
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на весеннюю прогулку, чтобы полюбоваться красотой и свежестью весеннего леса, послушать звуки леса, и еще раз вспомнить, какие изменения происходят в природе весной.
- Но прежде чем отправиться в лес, необходимо вспомнить правила поведения в лесу :
- Как себя вести в лесу? ( ответы детей: не шуметь, не разбегаться от воспитателя, не стучать палками по стволам деревьев)
- Почему нельзя шуметь в лесу?
- Почему нужно всегда находиться рядом со взрослыми?
- Что необходимо взять с собой? ( ответы детей: воды, головные уборы, плащ на случай дождя, аптечку)
- Ну что же, молодцы, правила всем ясны, тогда отправляемся в путь!
Художественное слово:
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут нас тайны лесные,
В лес тропинка зовёт
- Наша сегодняшняя прогулка в лес не будет обычной, все, о чем я буду вам рассказывать, вы будите себе представлять, фантазировать. А сейчас повторяйте за мной:
- Раз два три, повернись, дети в лесу очутись!
2. В весеннем лесу
Звучит музыка, журчит ручей, поют птицы
- Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Лучи солнца проглядывают сквозь верхушки деревьев. А какой воздух свежий, давайте глубоко вздохнем, чтобы почувствовать все запахи и всю свежесть весеннего лесного воздуха!
- Как вы думаете, чем пахнет в весеннем лесу? (ответы детей)
- В лесу пахнет прошлогодней травой, молодой зеленью деревьев. Сквозь прошлогодние листья пробилась молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Как здесь красиво! Давайте послушаем звуки леса.
- Сколько звуков вокруг, что это за звуки?
( ответы детей: журчит ручей, поют птицы, ветерок качает верхушки деревьев)
Художественное слово:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Присаживайтесь, ребята, на брёвнышко.
• Показ слайдов
Дети рассаживаются, воспитатель начинает показ слайдов, сопровождая их своим рассказом и вопросами к детям.
- Давайте вспомним, как начиналась весна:
1-2 сл.
Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва.
3 сл.
Ручьи зазвенели вокруг. Вода пропитала почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого сна.
4 сл.
На деревьях набухли почки и вот-вот появятся первые листочки.
5-10 сл.
Из тёплых стран вернулись птицы – это гуси.
- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
- Как ведут себя птицы весной, чем они заняты?
( ответы детей: птицы весной громче поют, вьют гнезда, выводят птенцов)
-Птицы не тратят зря время, они принялись вить гнёзда. В гнёздах они отложили яйца. А некоторые птицы, например, воробьи, которые не улетают зимовать, уже успели вывести птенцов.
11 сл.
Проснулись насекомые, вот посмотрите – это шмель.
- А каких насекомых вы ещё знаете?
( Ответы детей: бабочка, стрекоза, комар, божья коровка и т. п.)
12-14 сл.
Изменилась и жизнь животных
У них прошла линька.
- Что значит слово «линька» у животных?
- Какую шубу одела белка?
-А какую шубу одел заяц, почему?
(ответы детей)
Весной у зайчихи появляются зайчата.
15-16 сл.
На проталинах показались первые цветы.
-А кто знает, как называется этот цветок?
( ответы детей: подснежник)
- Что-то мы засиделись с вами, продолжим прогулку по лесу, сейчас перепрыгнем через лесной ручей, пройдем по узкой тропинке и окажемся на лесной поляне (дети перепрыгивают через воображаемый ручей, идут по тропинке)
17сл.
- Посмотрите какие цветы!
-Как называются эти нежные хрупкие лесные жители (ландыши)
- Вы видели когда-нибудь ландыши в лесу?
(ответы детей)
- Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром (ломают ветки деревьев и кустарников, рвут красивые цветы). Ведь растения - это живые существа. Обламывая ветки, мы вредим растению, нарушаем его красоту. Срывая красивые цветы, мы уничтожаем растения и некоторые из них могут исчезнуть навсегда.
Вот, например, ландыши. В некоторых лесах они уже не растут. Поэтому эти весенние цветы охраняются в нашей стране, они занесены в Красную книгу.
• Изготовление эстампа
дети садятся за столы.
Постановка цели:
- Жизнь лесного ландыша, впрочем, как и жизнь многих других цветов, кратковременна. В скором времени эти хрупкие весенние цветы отцветут. Сейчас такой цветок мы сделаем своими руками при помощи нашего доброго помощника пластилина.
Рассматривание:
18 сл.
- Из каких частей состоит ландыш? (стебель, листья, цветки)
-Какой стебель у ландыша (тонкий, хрупкий нежный)
- Какие листья у ландыша? (широкие, удлиненные) - Какого цвета стебель и листья у ландыша? (нежно зеленые)
- Сколько цветков на стебле у ландыша (много)
- Как расположены цветки на стебле? (обратить внимание на расположение цветков на стебле, отметить то, что стебель не прямой)
-Какого цвета цветки у ландыша? (белые)
Показ и объяснение способов выполнения.
Закрепить способы и последовательность выполнения работы
Самостоятельная работа детей.
Звучит аудиозапись
Анализ:
- Посмотрите, какие замечательные ландыши получились у вас. Предложить детям выбрать понравившуюся работу и рассказать о ней.
- И совсем не обязательно рвать эти нежные весенние цветы, пусть они радуют и других путешественников, которые встретят их на своем пути! А ландыши, которые вы смастерили своими руками, будут долго радовать нас. Каждый должен помнить, что букеты можно составлять только из тех растений, которые люди специально выращивают (тюльпаны, астры).
Художественное слово:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3 Итог
Потрудились на славу, нагулялись по весеннему лесу, пора и домой собираться!
- Расскажите, чем вам понравилась наша прогулка?
(рассказы детей)
- Посмотрите, что–то стало темнеть, все небо затянуло тучами!
- Как вы думаете, будет ли дождь? ( ответы детей: дождь весной не редкость)
Звучит шум дождя
Дети, держа над головой плащи-дождевики, возвращаются с лесной прогулки.