Рагида Баязгулова
Комплексно-тематическое планирование ФЭМП, средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познавательное развитие». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Темочки:
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
– формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
– развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
– развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
– совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
– расширение представлений о геометрических фигурах;
– развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15–20 мин. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу года дети пяти лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3–5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
• определять части суток.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Тема Цели и задачи Обеспечение ин- теграции образования (образовательные области) Планируемые результаты
образовательной деятельности
Занятие 1
Сравнение двух равных групп предметов
Стр. 12-13
И. А. Пономарёва - Сравнение двух равных групп предметов, использование слов: поровну, столько – сколько.
- Сравнение двух предметов по величине, употребление слов: большой, маленький, больше, меньше.
-Упражнение в определении пространственных направлений от себя и использование слов: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Познавательное развитие: формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени. Умеет правильно употреблять слова, обозначающие результаты сравнения: поровну, столько же, больше, меньше и составлять с ними словосочетания.
Занятие 2
Сравнение двух групп предметов, разных по цвету, форме.
Стр. 13-14
И. А. Пономарёва - Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – столько.
- Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – столько.
- Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
учить сравнивать предметы и группы предметов по величине, по цвету.
Умеет определять и правильно называть части суток;
Занятие 3
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Стр. 14-15
И. А. Пономарё ва - Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
Речевое развитие: учить правильно употреблять в речи сравнительные прилагательные
Владеет умением определять положение предметов по отношению к себе
Октябрь
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Сравнение двух групп предметов, разных по форме на основе сопоставления пар
Стр. 15-17
И. А. Пономарёва - Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
-Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
-Упражнять в сравнение двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
Речевое развитие: закреплять представление о составе числа 3 во время чтения сказки «Три медведя».
Эмоционально воспринимает сюжет сказки «Три медведя»
и умеет интонационно выделять речь персонажей
Занятие 2
Счёт предметов в пределах 3
Стр. 17-18
И. А. Пономарёва Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
- Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем.
- Закреплять умение различать правую и левую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
Познавательное развитие: учить определять пространственные направления, используя систему отсчета.
Владеет навыком правильного согласования числительных в роде и падеже;
Занятие 3
Счёт предметов в пределах 3
Стр. 18-19
И. А. Пономарёва - Учить считать в пределах 3, используя приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе, падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
- упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначая результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; высокий – низкий, выше – ниже.
- Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Физическое развитие:
в двигательном режиме закреплять
понятия «вверху – внизу», «слева, справа» Проявляет интерес к экспериментированию при определении пространственных направлений
Занятие 4
Счёт предметов в пределах 3
Стр. 19-21
И. А. Пономарёва - Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множеств, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
- Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Физическое развитие:
в двигательном режиме закреплять
понятия «вверху – внизу», «слева, справа» Умеет выполнять упражнения, ориентируясь в пространстве,
и находить левую и правую стороны
Ноябрь
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счёт предметов в пределах 3
Стр. 21-23
И. А. Пономарёва Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Упражнять в умении находить одинаковые по длине предметы, используя слова: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
- Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом Речевое развитие формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос;
Владеет умением составлять короткие предложения с использованием порядковых числительных
Занятие 2
Образование числа 4
Стр. 23-24
И. А. Пономарёва Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
- Расширить представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
- Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей
Учить правильно употреблять в речи: числительные и составлять словосочетания с ними.
Умеет в игре со сверстни- ками использовать в речи считалочки;
Занятие 3
Счёт в пределах 4
Стр 24-25
И. А. Пономарёва Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы 2Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
Художественно-эстетическое развитие:
на примере музыкальных произведений закреплять понятия «быстро-медленно»
Умеет петь и выполнять движения в соответствии
с музыкальным темпом произведения (медленно, быстро)
Занятие 4
Образование числа 5
Стр. 25-28
И. А. Пономарёва Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
- Закреплять представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Учить правильно употреблять в речи: числительные и составлять словосочетания с ними.
Владеет умением составлять короткие предложения с использованием порядковых числительных
Декабрь
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счёт в пределах 5
Стр. 28-29
И. А. Пономарёва - Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
- Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади Р. р. учить составлять рассказ-описание
по картинке
с использованием понятий «вверху, внизу, слева, справа, впереди сзади». Умеет использовать в речи прилагательные и составлять словосочетания с ними для обозначения результатов сравнения предметов
(длиннее, шире, короче);
Занятие 2
Счёт в пределах 5
Стр. 29-30
И. А. Пономарёва -Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представление о равенстве и неравенстве двух предметов на основе счета.
- Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, используя выражения, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».
- Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур: куб, шар, квадрат, круг.
Физическое развитие: закреплять представление о порядковых числительных при построениях и перестроениях, в подвижной игре Проявляет интерес к экспериментированию при определении пространственных направлений
Занятие 3
Порядковое значение чисел
Стр. 31-32
И. А. Пономарёва -Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На каком месте?».
- Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Занятие 4
Счет и отсчет предметов в пределах 5
Стр. 32-33
И. А. Пономарёва -Упражнять в счете предметов в пределах 5 по образцу.
- Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
- Закреплять представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос;
Умеет договариваться и согласовывать действия со сверстниками во время проведения подвижных игр
Январь
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счет и отсчет предметов в пределах 5
Стр. 33-34
И. А. Пономарёва
- Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
- Познакомить со значением слов далеко – близко.
- Развивать умение составлять целостное изображение предметов из его частей.
Речевое развитие: формировать умение сравнивать предметы по форме и величине во время чтения сказки «Три медведя» Владеет навыком самостоятельного обследования предметов (сенсорно-моторные действия).
Занятие 2
Счёт звуков в пределах 5
Стр. 34-35
И. А. Пономарёва
-Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
- Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, употребляя слова: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
Учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов вчера, сегодня, завтра;
Занятие 3
Счёт звуков в пределах 5
Стр. 35-36
И. А. Пономарёва
- Упражнять в счете звуков в пределах 5.
- Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, использовать при сравнении слова: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
Правильно употреблять в речи прилагательные в превосходной степени. Умеет самостоятельно придумывать вать условие игры, используя понятия «далеко – близко»;
Занятие 4
Счёт звуков в пределах 5
Стр. 36-37
И. А. Пономарёва
- Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
- Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.
- Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо
Учить выполнять прыжки в длину, в высоту под счет Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Февраль
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счёт предметов на ощупь в пределах 5.
Стр. 37-39
И. А. Пономарёва
-Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5 .
- Закреплять представление о значении слов вчера, сегодня, завтра.
- Учить сравнивать тир предмета по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
Художественно-эстетическое развитие: учить составлять из частей или на частях целостное изображение предмета Умеет составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья» с использованием слов вчера, сегодня, завтра;
Занятие 2
Счёт движений в пределах 5
Стр. 39-40
И. А. Пономарёва - Учить считать движения в пределах 5.
- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
- Учить сравнивать 4 – 5 предметов по ширине, используя слова: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий
В рисунке закреплять понятие «части суток».
Умеет в рисунке и аппликации передавать несложный сюжет, объ-единяя 3–4 предмета;
Занятие 3
Счёт движений в пределах 5
Стр. 40-41
И. А. Пономарёва
- Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
- Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
Физическое развитие: формировать уме ние двигаться в заданном направлении или со сменой направления; Выполняет команды «впе
ред, назад, кругом, налево, направо» во время выполнения двигательных упражнений
Занятие 4
Счёт движений в пределах 5
Стр. 42.
И. А. Пономарёва
- Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
- Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
- Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.
Разучивание комплекса ритмической гимнастики из 5 упражнений
Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Март
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счёт предметов в пределах 5.
Стр. 43-44
И. А. Пономарёва
- Закрепить умение двигаться в заданном направлении.
- Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).
- Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, используя слова: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.
Речевое развитие: закреплять умение сравнивать предметы по величине во время чтения сказки «Три поросенка».
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов (сенсорно-моторные действия).
Занятие 2
Счёт в пределах 5
Стр. 44-45
И. А. Пономарёва
- Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
- Учить сравнивать три предмета по высоте, используя необходимые для сравнения слова.
- упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.
Художественно-эстетическое развитие: изготовление игрушек цилиндрической и круглой формы
Выполняет команды «впе
ред, назад, кругом, налево, направо» во время выполнения двигательных упражнений
Занятие 3
Счёт в пределах 5
Стр. 45-46
И. А. Пономарёва
- Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).
- Упражнять в умении сравнивать 4 – 5 предметов по высоте, используя слова – сравнения.
- Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.
Художественно-эстетическое развитие: изготовление игрушек цилиндрической и круглой формы
Умеет использовать в речи слова, обозначающие превосходную степень сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Занятие 4
Счёт в пределах 5.
Стр. 46-47
И. А. Пономарёва - Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
- Продолжить знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.
- упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос;
Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Апрель
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Счёт предметов в пределах 5
Стр. 48-49
И. А. Пономарёва
- Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
- Продолжать знакомить с цилиндром на основы сравнения его с шаром и кубом.
- Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.
Социально-коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения в дидактической игре «Магазин».
Владеет умением согласовывать действия с детьми и распределять роли для участия в игре «Магазин»;
Занятие 2
Счёт в пределах 5
Стр. 49-50
И. А. Пономарёва - Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности, используя слова: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
- Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день вечер, ночь.
Физическое развитие: проводить спортивные и подвижные игры
с обучением ориентирования в пространстве Умеет выполнять определенное количество упражнений; делать остановку на счет «четыре»
Занятие 3
Счёт в пределах 5.
Закрепление.
Стр. 50-51
И. А. Пономарёва
- Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
- Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
- Развивать умение сравнивать предметы цвету, форме, величине.
выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами
в лепке и аппликации;
Занятие 4
Счёт в пределах 5.
Закрепление
Стр. 51-53
И. А. Пономарёва - Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).
- Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначая пространственные направления относительно себя словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
закреплять умение сравнивать предметы по величине во время чтения сказкок.
Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Май
Тема Цели и задачи
Занятие 1
Занятие 1. Количество и счет Закреплять умение считать предметы.
Упражнять в счете на слух, на ощупь, а также
в счете движений
Художественно-эстетическое развитие: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур
Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами
в лепке и аппликации;
Занятие 2
Величина
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать 3–5 предметов в ряд
в порядке возрастания (убывания) их длины
(ширины, высоты или величины в целом, ориентируясь на образец
Физическое развитие:
организовать спортивную игру на участке детского сада с использованием ориентиров; Умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата
Занятие 3
Сходства
и различия геометрических фигур
Упражнять в установлении признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и цилиндром, квадратом и кубом.
Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка, блюд-це, прямоугольник
(крышка стола, дверь, окно, шар (мяч, ар-буз, цилиндр (стакан, башня, треугольник
Учить выполнять прыжки в длину, в высоту под счет
Проявляет инициативу в организации игры
с группой сверстников
Занятие 4
Ориентировка в пространстве, во времени
Развивать ориентирование в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко – близко».
Формировать:
– обобщенное представление о сутках;
– опыт восприятия размеров предметов
и оценку их величины;
– навык дифференциации предметов Физическое развитие:
организовать спортивную игру на участке детского сада с использованием ориентиров; Умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата