Екатерина Силина
Комплексно-тематическое планирование для детей старшей и подготовительной к школе группы на учебный год
Комплексно-тематическое планирование
Месяц Звукопроизношение Развитие фонематического слуха.
Подготовка к обучению грамоте. Работа над словарным запасом.
Активизирование словаря в речи. Грамматический строй речи.
1-2 неделя месяца диагностика
С Е Н Т Я Б Р Ь
А О У И Э 1. Слушать и различать физические звуки.
Уточнить артикуляцию гласных звук.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование для детей старшей и подготовительной к школе группы на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Учить различать на слух: звук- слово.
4. Учить различать звуки «а,о,у,и,э» между собой.
Определять начальный гласный звук.
Придумывать слова, нач. с этих звуков. 3. Транспорт (пассажирский, грузовой, рабочий). Профессии: водитель, шофер, машинист.
1. Осень. Приметы осени.
3. Правильно строить предложения с помощью вопросов «кто? Что делает?», распространяя их сущ.
4. Подбор прилагательного к существительному (прилагательное + существительное)
О К Т Я Б Р Ь
С-З 1. Выполнение артикуляционной гимнастики. Различение звуков С - 3 по артикуляции и на слух.
2. Работа с паронимами.
3. Подбор слов на звук С-3.
4. Определение начального согласного звука. 1. Овощи-Фрукты. Обобщение, классификация.
2. Труд осенью в поле, в саду.
3. Домашние животные и их детенышей; домашние птицы.
4. Дикие животные, детеныши. Подробно волк, медведь.
1. Образование множественного числа существительных (по теме) И. п, мн. ч., особенно ср. р.
2. Правильно строить предложения с помощью вопросов «кто? Что делает?», распространяя их сущ.
3-4. Образование сущ. с суф. «онок, енок, ата, ята» Образование сравнительных прилагательных. Согласование существи-тельных с прилагательными и притяжательными местоимениями.
Н О Я Б Р Ь
С - Ц 1. Уточнить артикуляцию; сходства и различия звуков С-Ц.
2.0пределение последнего согласного звука. 3. Подбирать слова на звуки выбирать из ряда слов: С, Ц.
4. Выделять любой согласный из начала и конца слова.
5. Учить детей употреблять в речи понятия: начало слова, в начале слова, в конце слова. 1. Родина: домашний адрес, наш город Лесной.
2 .Одежда, обувь, головные уборы.
3. Посуда. Продукты питания Уточнить название и назначение близких по назначению предметов: тарелка - блюдце, кастрюля - сковородка, чайник, чашка, стакан, миска и т. д.
4. Повторить «Игрушки». Мебель Составление описательных и сравнительных рассказов.
1. Множ. число существительных - стулья, колеса (сущ. муж. Р. без окончаний, среднего рода). Предлоги: «в, на, под, над, за» (их понимание, составление предложений с предлогами
2. Точные глаголы по теме. 3. Согласование сущ. с числительными (структуру чис. +сущ., окончания 1,3,5). 4. Слова - синонимы.
3. Словообразование с суф. «ц, к» :сахар-сахарница, хлеб-хлебница, соль-солонка
4. Средний род мн. ч. (ухо, окно, ведро., несклоняемые (пальто, кофе и т. д.) 3. Синонимы, подбор точных слов.
Д Е К А Б Р Ь
Ч - Щ 1. Определение согласного в середине слова.
2. Различение звуков Ч, Щ на слух и в речи. 3. Выбор слов со звуком Ч, Щ из ряда слов с шипящими звуками.
4. Учить определять место звука в начале, середине, конце слова. 2. 3има: приметы, Зимние забавы.
3. Новый год. Когда отмечается, атрибуты праздника (ёлка и т. д) 1. Относительные прилагательные по материалу.
.Родительный падеж (со сл. «много»)
П. п с предлогами «на, в» (на санках)
Я Н В А Р Ь
Ч - С 1. Дифференциация звуков Ч-С (на слух и по артикуляции)
2. Различение слов на Ч, С; подбор слов на эти звуки, выделение звуков Ч, С из ряда других 3. Определение места звуков в слове, особенно обратить внимание на середину слова.
4. Игры с паронимами. 1. Средства коммуникации.
2. Части суток: называть, различать
3. Зимующие птицы
1 .Образование сравнительных прилагательных. 2. Согласование существи-тельных с прилагательными и притяжательными местоимениями.
3. Р. п. Предлоги «из, без около» Повторение согласования существительных в Р. п. ед. и мн. ч. «много»
4. Закрепить ум-ласк. суф. (П. К)
Ф Е В Р А Л Ь
Щ - С 1. Сравнительная характеристика зв. Щ, С.
2. Различать слова с этими звуками.
3. Придумывать слова со звуками Щ, С.
4. Произносить слова, в которых одновременно встречаются звуки Щ, С.
5. Выделять слова со звуками Щ, С из ряда других 1. Спорт - спортсмены, различать некоторые виды спорта
2. Беседа о Дне Защитников Отечества
3. Образование сложных слов с двумя корнями: молоковоз, мусоровоз, снегоубо-рочная машина.
4. Профессии
1. Учить образовывать сущ. от глаголов: учит -учитель, воспитывает - воспитатель, тренирует - тренер.
2. Учить образовывать сущ. с суффиксами -ист, -чик (танкист, хоккеист, летчик)
3. Учить подбирать точные глаголы, не заменяя их словом «делает». Составлять предложения по этим темам.
М А Р Т
Ш -
Ж -
Щ - 1. Дифференциация звуков Ш-Ж-Щ
2. Подбор слов на звуки: Ш, Ж, Щ.
3. Заучивание чистоговорок и потешек.
4. Выделение слов на заданный звук из ряда слов на звуки «ш,ж,щ» 1.8 Марта - кого и как поздравляют в этот день
2. Профессии мам (кем работает, что делает на работе) Составление рассказа о профессии по плану.
3 Ознакомление с профессиями: завод - заводские профессии родителей. Стройка и строительные профессии: каменщик, маляр, плотник. 1. Работа с глаголами. Составление предложений по темам: 8 Марта, профессии мам, стройка. Использовать опорные глаголы. 2. Изменение глаголов по лицам и числам: я - мы, ты - вы, он - она, они.
3. Учить образовывать приставочные глаголы.
4. Глаголы - антонимы
А П Р Е Л Ь
Ж - З 1. Различение звуков «Ж-З» по отработанной схеме, делая акцент на самостоятельную работу детей.
2. Игры на развитие фонематического слуха. 2.0пределение места любого звука в слове. 1. Весна. Приметы весны. Повторить последовательность времён года
2. Космос.
3. Перелетные птицы, (ласточка, скворец, грач). 1 .Слова-антонимы.
2. Образование и проговаривание слож. слов:регулировщик, водопроводчик т. д
3. Составление предложений с союзами: потому что, значит.
ДИАГНОСТИКА
М А Й
С - Ш 1. Повторение: определение первого и последнего звука одновременно.
2. Подбирать слова на любой твердый звук
3. Определение места звука.
4. Воспроизводить слоговые цепочки с противоположными согласными: «са-ша-са; за-за-жа; па-ба-па; да-та-та» и т. д. 1. Пробуждение природы весной: листья, цветы, деревья. Появление насекомых.
2. 9 мая. (ознакомление по возрасту)
3. Сад, огород - какие работы выполняют люди (дать представление0
4. Повторение пройденных обобщающих тем: самостоятельно обобщать; называть не менее 6-ти предметов по каждой теме 1. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными в словосочетаниях и фразах (1, 3, 5, правильно проговаривая окончания в существительных.
2. П. п. существительных мн. ч. –
«о ком? о чем?», правильно употреблять окончания.
Комплексно-тематическое планирование
Подготовительная группа.
Месяц Звукопроизношение Развитие фонематического слуха.
Подготовка к обучению грамоте. Работа над словарным запасом.
Активизирование словаря в речи. Грамматический строй речи.
1-2 НЕДЕЛЯ
ДИАГНОСТИКА
С Е Н Т Я Б Р Ь
А О У
И Э Ы 1. Дать понятие «гласный звук».
2. Определение начального гласного и согласного звука.
3. Уточнить понятия «звук-слово»
4. Упражнять в различении этих понятий.
5. Анализ обратных слогов: АТ, ОП…
6. Анализ прямых слогов: ТА, КО… 3. Транспорт (наземный, воздушный, водный, подземный, служебный). Работникам, каких служб помогает служебный транспорт
4. Ранняя, поздняя осень, признаки.
3. Самостоят. образовывать и адекватно использовать приставочные глаголы (у, при, до, перед) в речи. Образование и использование сложных слов с двумя корнями (снегоход, хлебовоз и т. д.)
4. Образование слов с двумя корнями: листопад, животновод, овощевод, хлебороб, пылесос, самолет и т. д.
О К Т Я Б Р Р Ь
М – Мь
Н - НЬ 1. Знакомство с мягкостью и твердостью звуков. различение твердых и мягких звуков
2. Учить анализировать слова по определенному алгоритму из 3-х звуков; из 4-х звуков 3. Составлять схемы к этим словам.
4. Закрепить понятия «звук-слово, гласный звук, согл. твердый звук, согл. мягкий звук».
1. Фрукты, овощи. Составление описательно-сравнительных рассказов 2. Труд людей осенью: уборка урожая в поле, в саду, огороде, заготовки на зиму (овощеводы, хлеборобы, животноводы).
3-4 Повторить домашних животных и их детенышей, домашних птиц. Расширить знания о животных по климатическому и территориальному принципу. Рассказывать о животных. 1. Подбор эпитетов, использование этих эпитетов в предложениях, рассказах, при составлении загадок.
2. Дать понятия: слова - признаки, слова - предметы. Закрепить структуру словосочетания прил. + сущ.
3-4. Согласование числ. с сущ.
3 Мн. ч. сущ. И. п., Р. п, Т. п. ,П. п. с сущ. с суф. «ата, ята».
Н О Я Б Р Ь
Б – Бь
П - Пь 1. Различение звуков Б-Б*, Т-Ть по твердости и мягкости.
2. Анализ слов из 5-ти звуков с закр. вторым слогом, например «рыбак»
3. Анализ слов с мягкими звуками из 3-4-5 звуков.
4. Анализ слов из 4-5 звуков со стечением согласных.
5. Анализ и синтез слов из 3-4-5 звуков. 1. Родина: Россия, наш город - Лесной, столица - Москва, повторить домашний адрес.
2. День матери. Рассказы о своей маме Рассказ «О себе»
З. Профессии: повар продавец, швея, врач (10-12 проф) Повторить: «Посу-да», «Продукты пит», «Ателье».
4. Различать части суток, дни недели, времена года, месяцы 1. Познакомить, как с частью предложения,с предлог. 2. Тв. п. сущ. с предлогами «за, перед, над, под, между»
3. Образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами (хвост-хвостик-хвостище) 4. Употребление существительных среднего рода (ухо, платье, полотенце). 5. Распрост-е предложений однород-и членами - существительными, глагол.
Д Е К А Б Р Ь
С - Сь
З - ЗЬ 1. Предложение: различать понятия «слово-предложение». 2. Схема предложения. Определение на слух начала и конца предложения, понижение голоса. «Уголок. Расстояние. Точка»
3. Составление предложений из 2-3 слов.
4 Составление предложений из 4-х слов с предлогом.
5. Различение звуков «С-СЬ». «З-Зь» 1. Зима. Приметы. Зимние месяцы.
2. Новый год. История праздника, Новый год у разных народов, в разных частях мира.
1. Образование однокоренных слов: (снег-снеговик-снегурочка) ит. д.
2. Родительный падеж сущ. (со словами «нет», «много»).
3. Сложные предлоги-«из-за, из-под…»
Я Н В А Р Ь
Т – Ть
Д - Дь
1. Сост. предложений из 4-5-6 слов с предлогом и прилагательным.
2. Самостоятельная работа детей с предложениями, составление схемы к предло-жению, составление предложений к схеме.
3. Выделение предложений из текста.
4 Дифференциация звуков 1. Дикие животные.
2. Зимующие птицы. Различение птиц и животных по признакам.
3. Рассказы о средствах коммуникации
1. Притяжательные прилагательные - чей?
Синонимы - обобщающие понятия.
2. 3акрепление понятий: слова - предметы, слова - признаки, слова - действия. 3. Согласование существительных с притяжательными прилагательными и притяжательными местоимениями
4. Д. п. существительного. Предлоги -к,по
Ф Е В Р А Л Ь
Л - Ль 1. Составление сложной схемы предложения
Предложение- слово- звуковой анализ слова
2. Деление слов на слоги: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (частей). Пред этим повторить гласные звуки. Упр-ть в выделении гласных звуков из середины и конца слова. 3. Использовать и другие приемы: делить хлопками, пристукиванием. 1.3акрепить знания о себе, как о гражданине, «Россия» «город», «ули-ца».
2. Закрепить временные понятия: времена года, месяцы, дни недели, части суток, вчера-сегодня-завтра.
З. День Защитников Отечества. Дать некоторые знания о воинах.
4. Обобщать, классифицировать: спорт - спортсмен, музыка - музыкант. 1. Упражнять в самостоят. образовывании и использовании сущ. с суффиксами «ист» (танк-танкист).
2 Закрепление согласования существительных с числительными во фразовой речи.
3. Закрепить умение подбирать точные глаголы
М А Р Т
Р - Рь 1. Деление слов на 2 и 3 слога.
2. Подбор слов из 1, 2, 3-х слогов к схемам.
3. Деление слов на слоги по схеме.
4. Упражнять в звуковом и в слоговом анализе слов.
5. Довести до сознания детей : слова состоят из звуков, слова делятся на слоги. 1. Семья. 8 Марта. Составление рассказов о маме и о семье (понимать и различать членов семьи)
2. Библиотека, библиотекарь.
3-4. Профессии. Ознакомление с заводскими (токарь, слесарь, мастер, рабочие) и со строительными (6-7 проф, (правильно проговаривать; знать, кто где работает) 1. Образование слов с суффиксами –«щик, -ист»(использовать словарную тему.
2. Слова-антонимы
З. Составление предложений с союзом «потому что».
4. Закрепить умение употреблять приставочные глаголы.
5. Слова сложной слоговой структ.
А П Р Е Л Ь
Ш – С
Ж - З 1. Самостоятельная сравнительная характеристика звуков по схеме.
2. Сравнительный анализ слов: кол-во звуков одинаковое, но они разные.
3. Сравнительный анализ : слов из 2-3 слогов и предложений из 2-3 слов с целью, различать понятия слово-слог (часть)-предложение.
4. Выделение слов на любой свистящий звук из ряда свистящих: пр. - на «С» из «С, З, Ц» 1. Различать 4 времени года
2. Космос. Космонавты.
3. Весна. Приметы весны.
4. Перелетные птицы: ласточка, скворец, грач, трясогузка.
5. День здоровья
1. Предлоги: «из-за, из-под, с». 2. Составление предложений с предлогами; правильно проговаривая предлоги и окончания существительных
3. Закрепление согласования существительных с числительными во фразовой речи.
М А Й
Р - Л 1. Повторение: звуковой анализ слов из 3,4,5 звуков.
2. Придумывать слова из 2,3 слогов
3. Придумывать предложения из 2,3,4 слов. 4. Составление сложной схемы: предложение – слово – слог - звук.
5.0бговаривание общей речевой схемы, работа по этой схеме.
6. Выделение слова на любой шипящий звук из ряда слов с шипящими звуками: пр. – на звук «Щ» из «Ш,Ж,Ч,Щ» 1.9 Мая - день Победы. Почему празднуют этот день. Объяснить понятия - ветеран, памятник, обелиск, герой.
2. Признаки поздней весны.
3. Насекомые.
4. Сад, огород, с/х работы.
5. Повторение обобщающих понятий по темам, упражнять в классификации по разным признакам. 1. Упражнять в составлении предложений с вводными словами: «видимо, я думаю, наверно, вероятно» и т. д. 2. Контролировать правильность построения предложений при составлении рассказов.
3. Скороговорки.
4. Правильно употреблять окончания существительных при изменении по падежам. Упр. – брать одно существительное и изменять его от И. п. до П. п.