Маргарита Виноградова
Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Звуки родного Алтая»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно – тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема : «Звуки родного Алтая»
Аннотация:
Комплексно – тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Звуки родного Алтая» направлено на обогащение знаний дошкольников о малой родине, природе Горного Алтая через различные виды музыкальной деятельности. Эта образовательная деятельность способствует: формированию у дошкольников эстетического отношения к музыке, расширяет кругозор, обогащает детей музыкальными впечатлениями; формирует представление о многонациональном составе нашей страны; развивает умения детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для народов, проживающих на территории Горного Алтая; развивает музыкальный слух, способность эмоционально воспринимать музыку, умение высказывать свое мнение об услышанной музыке; развивает коммуникативные навыки; способствует воспитанию гуманного отношения к природе Алтая и уважения к культуре, традициям, быту, обычаям коренных народов Алтая.
Публикация «Комплексно — тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Звуки родного Алтая“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обогащение знаний дошкольников о малой родине, природе Горного Алтая через различные виды музыкальной деятельности (пение, музыкально –ритмические движения, слушание, подвижная музыкальная игра).
Задачи
Образовательные:
- формировать у дошкольников эстетическое отношение к музыке, расширять кругозор, обогащать детей музыкальными впечатлениями;
- формировать певческие навыки - умение петь выразительно;
- формировать представление о многонациональном составе нашей страны.
Развивающие:
- развивать умения детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для народов, проживающих на территории Горного Алтая;
- развивать музыкальный слух, способность эмоционально воспринимать музыку, умение высказывать свое мнение об услышанной музыке; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к природе Алтая;
- воспитывать у дошкольников уважение к культуре, традициям, быту, обычаям коренных народов Алтая;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, национальный алтайский инструмент - комус, декорация «костер», «аил», макет корабля с названием «Алтай», обереги из меха.
Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы о народах, проживающих в России, в Горном Алтае; знакомство с традициями и обычаями народов Горного Алтая; посещение музея «Родничок» на базе детского сада; чтение алтайских национальных художественных произведений (стихов, сказок, легенд, рассказов); рассматривание картин, иллюстраций; просмотр видео, заучивание стихотворения П. В. Кучияка «Алтай».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает спеть музыкальное приветствие «Добрый день!»
(дифференцированное пение - девочки и мальчики).
Музыкальный руководитель. Ребята, любите ли вы стихи? (Ответы детей).
Вам хотелось бы послушать стихотворение о нашем любимом крае? (Ответы детей). Мне очень нравится стихотворение П. Кучияка «Алтай».
Ребенок читает стихотворение:
Много лет назад я, голубой Алтай,
По тебе бродил из края в край,
Но не пел, не славил до сих пор
Красоту твоих скалистых гор…
И недаром красоту твою
В песнях, сказках славят и поют.
Вот и я, брожу из края в край,
В честь твою пою, родной Алтай!
Музыкальный руководитель. Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша малая родина? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель. Столица Республики Алтай – город Горно – Алтайск, а поселок Акташ - это и есть наша малая родина. Наша Республика расположена почти в центре огромного материка – Евразия, она расположена в пределах Алтайских гор, занимает ту их часть, которая издавна именовалась Горным Алтаем. А как красива, разнообразна и богата природа Алтая! Сегодня мы с вами будем говорить о звуках родного края.
Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей). Правильно, это голоса животных, пение птиц, раскаты грома, шум дождя, шелест листьев. Все это – родная земля, на которой мы живем, во всей красоте и богатстве природного мира и его волшебных звуков.
Есть такая замечательная песня «Нет земли красивее» на музыку М. Муромцева. Хотите ее послушать? (Ответы.) Исполнят ее педагоги нашего детского сада. (Педагоги исполняют песню).
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите путешествовать? Вы хотели бы увидеть красивый сказочный лес, реки, где нас ждут чудеса и незабываемые встречи? И я хочу вместе с вами полюбоваться богатым лесом, увидеть горы, скалы, красивейшие реки. Увидеть жизнь коренных жителей Горного Алтая, у которых есть свои обычаи, традиции, культура. Проходите на наш корабль «Алтай». Вы готовы? Отправляемся!
Вот мы поплыли и очутились на реке. А лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Как хорошо на речке, как свежо!
Звучит запись пение птиц.
Музыкальный руководитель. Дует легкий ветерок. Ребята, вы знаете, какие бывают ветры?
Дети. Встречный и попутный.
Музыкальный руководитель. А вы как думаете, нам какой нужен? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель. Мальчики голосом изобразят ветер. Делаем бесшумный вдох через нос, затем на выдохе протяжно произносим звук «Фу- у».
Шум речного журчания изобразят девочки – бесшумно делаем вдох и на выдохе протяжно произносим звук «Шу-у!» Молодцы!
Ребята, а какие вы знаете реки Горного Алтая? (Ответы детей – Чуя, Катунь). Какие реки протекают у нас в поселке Акташ? (Ответы детей.) Правильно, реки Акташка и Менка.
Ребята, а вы знаете, что осенью наша природа очень красива и у нее тоже есть свои звуки? Как вы думаете какие? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель. Правильно, это и улетающие на юг птицы курлычат, и листья шелестят, и ветер дует. Ребята, иногда композиторы так точно предают в музыке звуки природы. Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведения алтайского композитора В. Кончева «Лебеди».
(Слушание в грамзаписи).
Поле прослушивания музыкальный руководитель проводит беседу о выразительных средствах музыки, ее темпе, динамике, характере звучания.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение. Плыли мы, плыли и причалили к берегу. Вот и полянка «Таежная». Ребята, вы слышите? Мне кажется, что в глуши леса ломаются ветки, может быть к нам пробирается какой – то лесной зверь? (Звуки рыка марала). Что это за звук? Не знаете? Тогда я помогу вам. Слушайте загадку:
Это животное стройное, быстрое, и рога у него ветвистые. (Марал.)
Музыкальный руководитель. Дети, давайте спрячемся и присядем на полянке. Под музыку появляется Марал, дети встают.
Марал. Здравствуйте, ребята, приветствую вас в своем лесу. Куда путь держите?
Музыкальный руководитель. Здравствуй красавец, Марал. Мы с ребятами путешествуем по Горному Алтаю, вот остановились, чтобы полюбоваться ее красотами.
Марал. А я показываю своим маралятам тайгу, учу их лесной жизни, ведь на пути может встретиться и добрый и злой человек.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, чем питаются в лесу маралы? (Ответы детей.) А какую пользу они приносят людям? (Ответы.)
У на с в Республике есть мараловодческие фермы, где люди разводят маралов. Из пантов марала производят очень полезные лекарства.
Марал. Я вижу, вы многое знаете обо мне. Приглашаю вас поиграть в веселую и интересную игру «Маралы и пастухи», вам понравится!
Проводится подвижная игра «Маралы и пастухи».
Марал. Какие вы, ребята, ловкие! Молодцы, в лесу не растерялись. Я очень люблю свой лес, в котором много загадок. Не могли бы вы помочь мне их разгадать? Вот, например загадки о моих лесных друзьях.
Звучит фонограмма с голосом животного, дети отгадывают, чей голос они слышат, после этого на экране появляется слайд с изображение, Марал читает стихотворение о нем.
Медведь
Зверь лохматый и большой, В теплой шубе меховой.
Косолапит по дороге,
А зимою спит в берлоге.
Лиса
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко.
Хвостик длинный и пушистый,
Мех густой и золотистый.
Олень
Он большой и он рогатый.
По лесной тропе идет, ветки с листьями жует.
Выдра
Зовут меня выдра, живу у реки
И знаю, как реки у нас глубоки.
Просмотр слайдов еще с некоторыми животными, проживающими в Горном Алтае.
Марал. С незапамятных времен на Алтайской земле проживали разные племена охотников и рыбаков. А какие народы проживают в Республике Алтай, вы знаете? (Ответы детей).
Марал. Правильно, молодцы. В республике проживают народы, разной национальности, в основном – это алтайцы, казахи и русские. Ребята, а вам бы хотелось оказаться в гостях у алтайцев, посмотреть какой у них быт?
Музыкальный руководитель. Дорогой марал, очень хотелось бы, а не подскажешь, как к ним добраться? Нам очень интересно посмотреть, как они живут.
Марал. Чтобы попасть к Алтайцам, вам нужно плыть на Север. Чтобы наша встреча вам запомнилась, предлагаю вместе исполнить мой любимый танец.
Исполняется танец по мелодию «Лесной олень».
Марал прощается с детьми и убегает в лес.
Музыкальный руководитель. Марал убежал к себе в лес, а мы отправляемся дальше. Плывем на Север к алтайцам. Становится прохладнее, лес все гуще. Ребята, смотрите, что это? (Показывает на аил) Да, верно это аил. Правильно нам дорогу марал показал. Мы в гостях у алтайцев. Детей встречает взрослая девушка в алтайском национальном костюме.
Девушка алтайка. Здравствуйте, ребята. (Здоровается на алтайском языке). Так здороваются алтайцы. Вот и вы, друзья, приехали к нам, приветствую вас, я рада гостям! У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Дорогие гости! Приглашаю вас вместе со мной покормить огонь, тем самым мы поблагодарим землю за хороший год, удачную рыбалку и охоту. Это традиция нашего народа, ведь земля - наша кормилица. Огонь мы кормим чаем, сахаром, сухариками. (Дети вместе с девушкой алтайкой подходят к декорации «Костер» и угощают «огонь».)
Ребята, зачем алтайцы шили одежду из меха? (Ответы детей.) Да, мужчины занимались охотой и рыбалкой, а женщины вели хозяйство, растили детей, шили одежду.
Алтайский народ очень гостеприимный. Гостей угощают чаем с молоком и талканом.
Алтайцы талантливые люди, они хорошо танцуют и поют.
Под национальную мелодию девочки исполняют алтайский танец.
Девушка алтайка. У алтайцев есть национальные музыкальные инструменты, таки е как топшур, комус. Я предлагаю вам послушать игру на комусе. (Девушка демонстрирует игру на комусе.)
На память о нашей встрече я бы хотела вам подарить национальные обереги, которые будут вас охранять от всех бед и злых духов. Приезжайте к нам еще (вручает меховые украшения, прощается и уходит).
Музыкальный руководитель. Спасибо Вам за гостеприимство!
Какое приятное приключение! Ну, что ребята, вам оно понравилось? А что запомнилось больше всего? Что интересного вы узнали? У народа, какой национальности вы были в гостях? Ребята, я думаю, это не последнее наше путешествие. А нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Давайте будем любоваться природой родного края, беречь нашу прекрасную планету Земля!
Дети прощаются, уходят.