Рожнова Марина Юрьевна
Комплексно-тематический план экспериментально-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематический план экспериментально-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию
Актуальность темы.
Научно – практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению всё больших территорий в хозяйственную деятельность человека.
Результатом этого процесса стало усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение её первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.
Публикация «Комплексно-тематический план экспериментально-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Планирование, тематические недели
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Дошкольное детство – это первое звено интенсивного, где интенсивно происходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к природе и людям.
Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение их получать и использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
Каждый дошкольник представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому важно учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию и умению их получать, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
По утверждению Асмолова Александра Григорьевича познавательно – исследовательская деятельность важна для развития детей дошкольного возраста не менее игровой деятельности. И игровая деятельность, и познавательно – исследовательская - являются ведущими видами детской деятельности детей дошкольного возраста в контексте возрастного периода. Детское экспериментирование позволяет формировать у детей деятельностный подход к познанию окружающего мира, основываясь на её структурных компонентах : постановка проблемы, поиск возможных вариантов решения, планирование действий эксперимента, подбор необходимого материале, анализ, обобщение и выводы проведённого эксперимента, постановка цели дальнейших экспериментов.
Первое вещество, с которым знакомиться ребёнок – это вода. Вода – это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Она источник жизни. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и представляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации, расслаблению.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность – простейшее экспериментирование с водой - способствует наиболее успешному всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 37»
в средней группе.
Определение содержания экспериментально – исследовательской деятельности с детьми средней группы опирается на содержание образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 37» :
• Раздел «Ознакомление с миром природы» : в процессе опытнической деятельности расширять представления о свойствах воды, льда.
• Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» : продолжать знакомить детей с разными способами исследования объектов, помогать осваивать рецепторные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
• Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности» : рассказать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Таким образом, исходя и содержания образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 37» можно поставить цель и задачи экспериментально – исследовательской деятельности с водой и льдом с детьми средней группы.
Цель и задачи экспериментально – исследовательской деятельности с водой и льдом с детьми средней группы.
Цель : создать условия для всестороннего развития детей в экспериментально – исследовательской деятельности с водой и льдом в средней группе.
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.
2. Познакомить детей с опасными для жизни и здоровья детей ситуациями в процессе ознакомления со свойствами льда.
3. Развивать чувственный опыт детей.
4. Развивать любознательность, наблюдательность мышление и речь детей.
5. Продолжать знакомить дошкольников с объектами неживой природы — водой, льдом.
6. Расширять представления о свойствах воды, льда, познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, льда (холодный, тает, плавает на поверхности воды, хрупкий).
7. Побуждать детей проводить с водой и льдом элементарные опыты.
8. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
9. Ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная, тает, плавает, хрупкий.
Система проведения экспериментально – исследовательской деятельности с водой и льдом с детьми средней группы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Процесс активного познания окружающего мира через экспериментально – исследовательскую деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым и должен соответствовать ряду педагогических принципов:
1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.
5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
6. Чётко должно прослеживаться усложнение в проведении экспериментов.
Таким образом, экспериментально – исследовательская деятельность с водой и льдом в средней группе должна проходить циклично.
Циклы экспериментально – исследовательской деятельности с водой в средней группе.
№ цикла Наименование Направление
1 Игры с водой Вызвать положительный эмоциональный отклик.
2 Знакомство со свойствами воды. Вкус, цвет, запах.
3 Окрашивание воды
Насыщенные и ненасыщенные цвета.
4 Замораживание воды
Бесцветная вода, глубокая и мелкая форма.
5 Свойства льда
Без запаха, прозрачный, скользкий, хрупкий, плавает на поверхности воды.
6 Толщина льда
Тонкий, толстый, хрупкий, крепкий
7 Что прячется в льдинках?
Определение предметов в прозрачных и цветных льдинках льда
8 Где быстрее тает лёд?
Определение скорости таяния льда в различных условиях,
Каждый цикл подчиняется единому алгоритму:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Поиск и предложение возможных вариантов решения: ( дети предлагают свои пути решения поставленной задачи: узнать, какие предметы в воде утонут, какие будут плавать).
• Планирование деятельности – действий, которые будут выполнять дети для достижения поставленной цели: подобрать необходимый материал для определения необходимых свойств, проведение экспериментирования с ними, обобщение полученных результатов.
• Подбор необходимого материала для проведения эксперимента : дети с помощью вопросов, совместных обсуждений определяют перечень необходимого материала и подбирают его.
• Проведение эксперимента.
• Анализ деятельности, подведение результатов.
• Постановка цели дальнейших экспериментов.
Ход экспериментально – исследовательская деятельности с водой и льдом в средней группе.
№ Наименование цикла Цель Содержание цикла. Методы и приёмы Материал
1 Игры с водой Вызвать положительный эмоциональный отклик. 1. Игры с водяной мельницей. Сюрпризный момент, вопросы к детям. Таз, водяная мельница, лейка с водой.
2. Игры с плавающими игрушками. Сюрпризный момент, вопросы к детям. Таз с водой, лодочки, уточки.
3. «Фонтан» В процессе труда в уголке природы, предложить детям налить воды в бутылку для полива растений, сюрпризный момент «фонтан» Таз, пластиковая бутылка с отверстиями, лейка с водой.
2 Знаком-ство со свойствами воды. Определить, что вода не имеет вкуса, без цвета и запаха, жидкая, в воде растворяется соль и сахар, не имеет формы. 1. «Вода прозрачная» Сюрпризный момент: из коробки достали стаканчики с водой, в каждом из которых предмет. Вопросы: что в вашем стакане? как вы узнали? Какая вода: прозрачная или нет? Стакан с водой на каждого ребёнка, мелкие предметы.
2. «У воды нет вкуса и запаха» Проблемная ситуация: малыши просят сладкой водички, как узнать в каком из кувшинов сладкая вода. Предположения детей. Детям наливают из каждого кувшина в стакан и предлагается отпить из стакана кипячёной воды. Делают вывод: вода без вкуса. Как же быть: как можно помочь малышам? Стакан с водой на каждого ребёнка. Два кувшина с водой.
3. «Что растворяется в воде» Решение проблемы, поставленной на предыдущем опыте. Дети растворяют в воде соль и сахар в разных стаканчиках. Вывод: сладкая вода получается, если в ней растворить сахар. Стакан с водой на каждого ребёнка, соль, сахар.
4. «Вода - жидкая» Сюрпризный момент: в коробке в банках вода и песок, письмо: Федора решила вымыть посуду, но не может определить, что жидкое, а что сыпучее?
Дети дают ответы, проверяют на веществах. Вывод: сыпучее сыплется по песчинкам, а жидкое течёт. Стакан с водой на каждого ребёнка, пустой стакан, песок, две формочки.
5. «Вода не имеет формы» Проблемная ситуация: почему перед ребятами столько формочек и вода, что мы можем узнать. Предположе-ния детей. Деятельность детей : дети разливают воду по формочкам и делают вывод, что вода приобрела форму той ёмкости, в которой она находится. Стакан с водой на каждого ребёнка, формочки разного размера
3 Окрашивание воды
Вода без цвета, как можно получить белую воду, насыщенные и ненасыщенные цвета. 1. «Разно-цветная водичка» Проблемная ситуация: как получить цветную воду? Предположе-ния детей. Деятельность детей : дети окрашивают воду в разные цвета, обращают внимание что цвет яркий или бледный. Как это получилось, добавляют краски. Стакан с водой на каждого ребёнка, пустые стаканы разноцветная гуашь, кисточки.
2. «Забелён- ная вода» Проблемная ситуация: как получить белую воду? Предположе-ния детей. Деятельность детей : дети окрашивают воду в белой гуашью. Обращают внимание на молоко, которое стоит на столе. Вывод: им тоже можно забелить воду. Стакан с водой на каждого ребёнка, пустой стакан, белая гуашь, немного молока
4 Замораживание воды
Бесцветная вода, глубокая и мелкая форма. 1. Заморажи-вание бесцветной воды. Сюрпризный момент: в коробке дети находят коньки. Вопросы: Что это? Где катаются на коньках? Когда можно кататься на коньках? Какой бывает лёд? Как он молучается?
Предположе-ния детей. Деятельность детей : разливают воду в глубокую и мелкую тарелки. Ставят в холодильник: где низкая температура. Стакан с водой на каждого ребёнка, форма глубокая и мелкая.
5 Свойства льда
Без запаха, прозрачный, скользкий, хрупкий, холодный, плавает на поверхности воды. 1. Лёд без вкуса и запаха, без цвета. Проблемный вопрос: из чего получается лёд? Какая была вода? Вывод: лёд без вкуса, запаха, цвета, потому что он получился из воды без вкуса, запаха и цвета. Кусочки льда на тарелочке для каждого ребёнка.
2. Хрупкий – крепкий лёд. Проблемный вопрос к детям: по какому льду можно кататься на коньках? Почему? Как мы узнаем крепкий лёд или хрупкий? Предположе-ния детей. Действия детей: дети стекой пытаются разломить кусочки льда. Делают вывод. Кусочки тонкого и толстого льда на тарелочке для каждого ребёнка, стеки.
3. Лёд, скользкий, холодный, плавает на поверхности воды. Сюрпризный момент: в коробке лежит картинка, мальчик упал на льду на реке. Вопрос: почему упал мальчик? Какой лёд? Что ещё нарисовано на картинке? (река). А где же речная вода? Предположе- ния детей: замёрзла, подо льдом. Коллективная деятельность детей : наблюдение как плавает лёд на поверхности воды. Вопросы: почему плавает лёд? Как лёд становится толстым? Выводы детей. Картинка, таз с водой, кусок льда.
6 Толщина льда. Тонкий, толстый. 1. Рассматри-вание льда. Проблемная ситуация: воспитатель потеряла бусинки прозрачные, где же они. Дети ищут и находят одну из них под тонким льдом, где же вторая? Воспитатель поднимает толстый кусок льда, под ним ещё одна бусинка. Вопросы: Почему не видно бусинку? Какая льдинка крепче? Как проверить? По какому льду можно кататься на коньках? Можно ли лёд держать в руках? Почему? Лёд толстый и тонкий, мелкие предметы.
7 Что прячется в льдинках?
Определение предметов в прозрачных и цветных льдинках льда 1. Нахожде-ние предметов в льдинках прозрачных ицветных. Проблемный вопрос: что прячется в льдинках? Как вы узнали? Какой лёд? Ответы детей: в прозрачных бусинки цветные. Как узнать есть ли что в цветных льдинках? Прозрач-ные льдинки, цветные льдинки на каждого ребёнка.
Таз с тёплой водой.
8 Где быстрее тает лёд?
Определение скорости таяния льда в различных условиях, 1. Определе-ние скорости таяния льда от условий. Решение проблемы предыдущего опыта. Предположе-ния детей. Проблемный вопрос: где быстрее растает лёд? Предположе-ния детей? Деятельность детей : выкладывают кусочки льда на батарею, на стол, в таз с тёплой водой. Делают выводы: лёд быстро тает в тёплой воде, в красных кусочках льда спрятались красные бусинки, их было не видно, в зелёных – зелёные. Цветные льдинки окрасили бесцветную воду.
Общий вывод: дети вместе с воспитателем составляют схему о свойствах воды и льда.
Используемая литература.
1. Н. Рыжова, С. Мусиенко. Вода вокруг нас. - М. :Линко – Пресс, 2016г.
2. С. Николаева. Юный эколог. – М. : Мозаика – Синтез, 2005г.
3. О. А. Соломенкова. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2005г.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – м. : Просвещение, 1988г.