Галина Хейленко
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода». Опытно-экспериментальная деятельность
▼ Скачать
+ Заказать документы
ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА».
ЦЕЛЬ: расширять представления детей о разнообразных свойствах воды в жидком состоянии
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: в жидком состоянии, отсутствие собственной формы; текучесть; способность растворять вещества (соль, сахар); чистая вода бесцветна, прозрачна.
- закреплять представления о роли воды в жизни человека, растений, животных.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Волшебница вода“, Опытно-экспериментальная деятельность» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Развивать познавательные психические процессы (речь, мышление, любознательность, наблюдательность).
- Развивать навыки проведения лабораторного опыта.
Воспитательные задачи
- Воспитывать умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к воде; аккуратность в работе.
Активизация словаря : море, океан, прозрачная, чистая, соленая, лаборатория, опыт, течет, растворяет
Обогащение словаря: бесцветная, пресная, текучая, жидкость, переливаться, разливаться.
Оборудование для воспитателя : стол, салфетка, баночки с солью, сахаром, маслом, аудиозапись шума воды, кубик, шар, глобус, знаки природоохранные, проектор, ноутбук, интерактивная приставка, презентация.
Оборудование для детей : стаканчики с водой, салфетки, бусинки, молоко, баночки с вареньем, солью, сахаром, с маслом, белые халаты, эмблемы
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Проведение дидактических игр: "Какой бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки".
4. Чтение художественной литературы о воде.
5. Заучивание стихов и пословиц о воде.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
Организация детей:
1 часть: на ковре вокруг воспитателя.
2 часть: сидя за столами.
3 часть: на ковре вокруг воспитателя.
Вводная часть.
Ребята, сегодня я хочу снова пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Ответы детей: проводят опыты.
попробуйте отгадать, с каким веществом будем проводить опыты.
(загадывание загадки)
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.
Почему вы так решили?
Ответы детей: Вода.
Правильно, ребята.
Молодцы, ребята справились с загадкой. И сегодня в лаборатории наши опыты будут связаны с водой.
Но прежде чем нам перейти в лабораторию, я хочу спросить, знаете ли вы пословицы и поговорки о воде?
Какие пословицы знает Соня?
Ответы детей: В решете воду не носят
Какую пословицу знает Максим?
Ответы детей: Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Света, какую ты знаешь пословицу?
Ответы детей: Вода путь найдет
Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о воде.
2. Основная часть.
Ребята, я приглашаю пройти в лабораторию. Сегодня вы будете учеными. Надевайте белые халаты.
Указание. Сели удобно, спина ровная.
Скажите, ребята, что же такое вода?
Ответы детей: Жидкость, она течет.
Это не обычная жидкость, она может изменяться.
Давайте с ней познакомимся поближе.
Но сначала вспомним правила обращения с водой.
Какие правила вы знаете?
Ответы детей: С водой надо обращаться аккуратно, чтобы не разлить ее.
Не брызгаться водой вдруг друга.
Не тратить воду напрасно.
Опыт №1
Перед вами два стакана. Если ее переливать из одного стакана в другой, то что происходит с водой?
Почему?
Ответы детей: Льется, течет, переливается. Потому что она жидкая
Давайте сделаем вывод, что вода – это жидкость, а жидкость может литься, переливаться, течь.
Посмотрите, что лежит на столе?
Ответы детей: Куб и шар
Какой формы куб?
Ответы детей: куб имеет квадратную форму.
Какой формы шар?
Ответы детей: шар - круглую.
Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Ответы детей: нет, они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Скажите ребята, а есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.
ОПЫТ №2
Ребята, будем переливать воду из стакана в блюдце.
Что происходит с водой, когда мы её наливаем в блюдце, Сережа?
Ответы детей: Она растекается.
Какую форму она принимает?
Ответы детей: Вода приобретает форму блюдца, так как она жидкая.
А если я воду налью в кувшин, то какую форму примет вода?
Ответы детей: Вода приобретает форму кувшина.
А если я из кувшина перелью воду в стакан, то какую форму примет вода?
Ответы детей: Вода примет форму стакана.
Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - блюдца, кувшина, стакана
Что же показал нам опыт? Имеет форму вода?
Ответы детей: Нет вода не имеет форму, но она может принимать форму того предмета в который ее наливают.
Молодцы ребята.
Опыт № 3.
Ребята, перед вами стоят два стакана. Что находится в стаканах.
Ответы детей: Молоко и вода
Положите в эти стаканы по бусинке.
В каком из стаканов видно бусинку, а в каком нет, как ты думаешь Соня.
Ответы детей: Бусинку видно в стакане с водой.
Почему?
Ответы детей: Потому что она прозрачная.
Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное.
Какой вывод сделал Паша?
Ответы детей: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное.
Молодцы.
Опыт № 4.
Ребята, как вы думаете, у воды есть цвет.
Ответы детей: Да.
Давайте проверим, посмотрите у вас на тарелочках лежит варенье, положите варенье в стакан с водой и перемешайте.
Дети кладут варенье в стакан с водой и перемешивают.
Что произошло с водой?
Ответы детей: Вода стала красной.
Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Вода бесцветная, но может менять цвет.
Какой вывод сделал для себя Вова?
Ответы детей: Вода бесцветная, но может менять цвет, если в воду добавить краску, варенье.
Молодцы ребята.
Посмотрите у меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками (проблемная ситуация). Вы хотите узнать, что находится под салфеткой. Для этого вам нужно отгадать загадки. Будьте внимательными.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
Ответы детей: Сахар
Правильно, ребята это сахар, открываю первую салфетку.
Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
Ответы детей: Соль.
Ребята, а вы знаете, почему так говорится в загадке о соли.
В морях и океанах вода соленая на вкус, но соли не видно. И если эту воду поставить на огонь в кастрюле, то вода испарится из кастрюли, на дне останется соль.
Убираю салфетку со второго блюдца.
Наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
Ответы детей: Масло.
Молодцы ребята, справились с загадками.
Ребята, скажите, а почему соль и сахар боятся воды.
Ответы детей: потому что они в ней растворяются.
ОПЫТ №5
Вика скажи, что у тебя находиться в желтой баночке?
Ответы детей: Сахар.
Матвей, а что у тебя находится в зеленой баночке?
Ответы детей: Соль.
Андрей, что у тебя находиться в красной баночке?
Ответы детей: Масло.
Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой.
Дети кладут сахар в стакан с водой и размешивают.
Растворился сахар в воде или нет, как думает Света?
Ответы детей: Сахар растворился воде.
Какой стала вода, если в ней растворился сахар?
Ответы детей: Сладкой.
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её.
Что произошло с солью?Почему?
Ответы детей: Соль растворилась в воде.
Какой стала вода, когда в ней растворилась соль?
Ответы детей: Соленой.
Ребята, скажите, а все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Ответы детей: Да.
Если в воду налить масло, оно также растворится как сахар и соль.
Давайте проверим, добавьте в ваши баночки с водой несколько капель растительного масла.
Что произошло с маслом в воде, Марина.
Ответы детей: Оно не растворилась и плавает на поверхности.
Ау тебя масло растворилось?
Ответы детей: Нет, оно плавает на поверхности воды.
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Ответы детей: вода одни вещества может растворять, а другие нет
Правильно ребята. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем
А теперь предлагаю немного отдохнуть, выходите на ковер.
Физкультминутка «Дождик»
Кали раз, капли два
Очень медленно, сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли
(проводим 2 раза).
Ребята, вы знаете, что в природе очень много красивых звуков воды, но все они разные, сумеете назвать, чьи именно эти звуки? Послушайте звуки природы и ответьте на этот вопрос.
(включаю аудиозапись шума дождя)
Вы узнали что это?
Ответы детей: Дождь.
А вот еще послушайте (аудиозапись шума моря)
Кто сейчас с вами разговаривал.
Ответы детей: Море.
Еще раз закройте глаза (включаю звук ручья). Что вы слышите?
Ответы детей: Ручей.
Да это ручеек. Как весело он звучит.
Молодцы ребята, скажите, пожалуйста, воды на земле много?
Ответы детей: Много.
Ребята, если посмотрите на глобус на модель земного шара.
Посмотрите на глобусе очень много синего цвета, что он обозначает?
Ответы детей: Моря, океаны, реки.
Какую воду называют пресной?
Ответы детей: Которую можно пить и в ней нет соли.
А для чего нужна пресная вода?
Ответы детей: Чтобы ее пить, приготовить еду
Действительно пресной воды очень мало всего, поэтому ее надо беречь.
Ребята, скажите, для чего вода нужна растениям?
Ответы детей: Растения питаются водой, если не будет воды, они погибнут.
Для чего вода нужна животным?
Ответы детей: Животные пьют воду.
Ребята скажите, для чего вода нужна человеку?
Ответы детей: Умываться, стирать белье, мыть полы, готовить обед.
Мы должны расходовать воду экономно, т. е. беречь её.
Как это сделать?
Ответы детей: Следить за краном, чтобы всегда был закрыт. Не засорять реки и озёра. Охранять - не бросать мусор, когда отдыхаешь на природе, нужно помнить все правила поведения.
Ребята надо найди, на столе те знаки, которые помогут сохранить воду и повести их на доске? Находить надо по одному знаку, и объяснить почему так нельзя.
Кто справиться с заданием?
Что может произойти, если не будет пресной воды на Земле?
Ответы детей: Не сможем умыться, попить, приготовить кушать. Растения без воды засохнут, погибнут животные.
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего3 дня.
3. Заключительная часть.
Где мы с вами были?
Ответы детей: В лаборатории.
Что нового узнали вы о воде?
Ответы детей: Что она бывает чистой,соленой, пресной. Что пресной воды мало на земле.
Какие свойства воды в жидком состоянии вы теперь знаете?
Ответы детей: Жидкая, не имеет цвета, но может окрашиваться, растворяет, но не все вещества
Молодцы. Вы сегодня все были активными, внимательными, правильно выполняли задания.
Дежурные мне помогут убрать. Можете играть.