Абрамова Татьяна Фёдоровна
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях Кцри
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.
Публикация «Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях Кцри» размещена в разделах
Цель: создание в отделении социальной реабилитации эмоционально – комфортной среды, способствующей развитию и самораскрытию несовершеннолетних, проявляющих их интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
1. Прбуждать интерес к театрально – игровой деятельности, потребность воспитанника обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
2. развивать эстетические способности, мыслительный, познавательный процесс, интерес. культуру речи.
3. Совершенствование артистических навыков воспитанников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Целевая группа: воспитанники отделения социальной реабилитации 8 -16 лет.
Идея создания домашнего театра появилась у меня на основе личного интереса. .Воспитатель с большим стажем, много лет я увлекаюсь художественной самодеятельностью, с удовольствием принимая участие в театрализованных представлениях, костюмированных праздниках, культурно – массовых мероприятиях. Желание зажечь детей и подростков своим интересом привело меня к постановке сказочных сюжетов, юмористических миниатюр из жизни группы, выступлений агитбригад.
Успех наших первых постановок у зрителей и самих участников постановок побудил всерьёз обратиться к самодеятельному творчеству. Начала изучать соответствующую литературу, обратилась за консультацией к специалистам. Поняла, что организация детского самодеятельного театра – дело серьёзное и хлопотное. Помогли коллеги: воспитатели, педагоги, психологи, музыкальный руководитель, инструктор по труду. В результате у нас в Центре «Возвращение на радость всех его обитателей – и детей, и взрослых, появился Домашний театр «Забавушка».
Театр и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, развивает фантазию, способность сопереживать, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, повышает уверенность в себе. Участие в театрализованной деятельности способствует развитию эмоционального восприятия окружающего мира, творческих способностей детей и подростков, решает задачи развития самостоятельного творческого мышления, детского воображения и творческой активности.
Наши воспитанники как правило не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир сморят как потребители, а не как творцы. Опыт моей работы показал, что если подросток активен в театрализованной деятельности. Он становиться более активным в жизни, доброжелательным и открытым в общении, успешным в учебной деятельности.
Я не ставлю перед собой цели – сделать каждого воспитанника актёром. Существующее мнение, что все дети - артисты, ошибочно. Публичное выступление привлекает далеко не всех. Легко и удобно, когда детские способности предпочтения в творчестве ярко выражены, когда сам ребёнок их в какой – то степени осознаёт. Но бывает и так, что творческие задатки глубоко спрятаны. Тут, конечно, от нас педагогов, требуются наблюдательность, внимание и такт. Нельзя неволить или подростка. Ставить его в ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым. Но в то же время, не следует исключать подростка из общего дела. Забывать, оставлять его в стороне. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.
Анализируя опыт работы по подготовке театрализованных преставлений можно выделить 10 основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с воспитанниками. Как правило, материалом для сценического воплощения служит сказка, которая даёт на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами. Приключениями и превращениями очень близок ребёнку независимо от его возраста.
2. Распределение ролей в спектакле с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений. Учитываются и возраст, и индивидуальные особенности несовершеннолетнего. Личностно – ориентированный подход к воспитанникам нацеливает педагога на создание оптимальных условий для развития творческих способностей, интересов, социальной активности.
3. Работа над отдельными эпизодами. В ходе работы над эпизодами развиваются такие качества как внимание, наблюдательность, воображение и фантазия, смелость, находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
4. Поиски музыкально – пластического решения эпизодов, постановка танцев (ели есть необходимость). В домашнем театре не требуется бесконечно «муштровать» актёров, полностью подчинить их своим требованиям. Воспитательные задачи будут решены лишь тогда, когда участники сами «загораются» до того, чтобы ощутить слияние собственной личности с образом персонажа. Мы много работаем над поиском выразительных движений, поз, мимики.
5. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Театральные костюмы представляют собой богатое поле для реализации фантазии, воображения. Но кроме этого детям необходимы первоначальные знания. Поэтому работа над декорациями и костюмами начинается с изучения исторической литературы. Существенной составной частью персонажа является грим. Правильно подобрать грим – большое искусство. Азы этого искусства дети постигают в играх и упражнениях. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Главное не переборщить, тогда персонаж получится ярким,сказочным. Последний штрих предварительной работы над спектаклем – это театральные программки. В изготовлении программок требуются навыки изобразительной деятельности, однако самые трогательные экземпляры получатся у ребят, которым просто нравится процесс рисования.
6. Работа над выразительностью речи подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление мини – сцен. Чтобы участие в домашнем театре приобрело самостоятельный характер, необходимо предоставить воспитанникам как можно больше самостоятельности, дать возможность несовершеннолетним быть ведущими, режиссёрами постановщиками, художниками - декораторами, хореографами.
7. Репетиция отдельных сцен в разных составах с деталями декораций, реквизита, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитами и декораций. Работа над конкретным представлением, мы делим группу на «артистов» и группу «обеспечения» .Без группы обеспечения спектакль состояться никак не может, они такие же уважаемые участники действия как актёры. Они проверяют готовность площадки к репетиции, меняют декорации, помогают переодеваться, помогают гримироваться.
9. Рремьера спектакля.
10. Обсуждение спектакля с воспитанниками.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кружка «Забавушка» большая роль отводиться импровизации.
Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёшки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе несовершеннолетних даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
При выборе репертуара «Домашнего театра» учитываются интересы, возрастные особенности подростков, их развитие. Благодаря занятиям в домашнем театре «Забавушка» жизнь детей становиться более интересной и содержательной. Театральная деятельность развивает личность подростка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Все дети – творцы. У каждого несовершеннолетнего есть способности и таланты. Построение занятий согласно логике творчества от постановки творческой задачи до достижения результата. Таким результатом может быть театральный этюд, стихотворение, сказка, мини – представление, открытие чего – то нового для каждого несовершеннолетнего в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
Обязательный элемент каждого занятия – этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой.
Данные мониторинга показывают, что в результате участия в работе кружка «Домашний театр «Забавушка» у подавляющего большинства воспитанников отделения социальной реабилитации формируются устойчивые интересы к какому – либо виду творческой деятельности, повышается уровень мотивации к участию в творческой деятельности, формируются и развиваются навык художественно – прикладного и самодеятельного творчества.
Наблюдение за воспитанниками, участвовавшими в подготовке спектаклей «Домашнего театра», позволяет сделать нам следующие выводы:
Дети проявляют интерес к работе кружка.
Снижается тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями.
У несовершеннолетних повышается самооценка.
Участие в спектаклях Домашнего театра помогает детям адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние.
Анализируя результативность кружковой работы нужно также отметить, что уровень наших спектаклей безусловно растёт. Это касается и режиссёрской работы, и поиска собственного репертуара, и актёрской работы.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно. Что занимаясь в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения целом, так отдельных литературных героев.
На художественно – эстетических мероприятиях дети учатся не только выразительному чтению текста, но и приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность детей и подростков, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Подводя итог, хочется сказать о том, что сцена даёт возможность донести до зрителя многое из того, что постоянно ускользает от внимания. Она помогает ввести детей и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам любви и красоты.