Людмила Рыбакова
«День рождения Снегурочки». Ознакомление детей с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Все сказки нашего детства пришли к нам из устного народного творчества – фольклора. Корни русского фольклора уходят в далекую языческую славянскую эпоху, когда обожествлялось всё, что не умели объяснить, что пугало и радовало. Отсюда поверья, приметы, мифические боги. Придуманные народом сказки, передавались из уст в уста до ХVIII века, пока не были записаны, а потом и изданы отдельными картинками и книгами. В ХIХ веке появляется интерес к культуре простого народа и фольклор стали воспринимать как незаменимую часть русской культуры.
Снегурочка – уникальный персонаж, рожденный на русской земле, и не имеет аналогов в мире. Этот образ в литературе, да и в жизни, соткан только из положительных черт: мила, приветлива, красива, заботлива, трудолюбива, нежна, доверчива, послушна, добра, наивна, простодушна. Образ Снегурочки, - его нет и в рождественской мифологии народов мира.
У славян во времена язычества были 3 богини, некоторые черты которых переданы «фольклорной» Снегурочке: Мокошь, Марена и Кострома.
Мокошь – покровительствовала домашнему хозяйству, и от нее у Снегурочки трудолюбие и помощь по дому своим престарелым родителям. Марена – богиня зимы, магии, царица смерти и ночи. Славяне в конце зимы делали чучело Марены и сжигали его, встречая весну, просили новый урожай. От Марены у Снегурочки, как сезонного образа – грустный финал: с приходом тепла, гибель ее неизбежна. Кострома – богиня Весны, плодородия и урожая, она была воплощением Воды, Лета и Солнца. Чучело куколки – Костромы топили в реке или, сжигая, люди верили в перенос ее энергии в свою жизнь. От Костромы, покровительницы влюбленных, у Снегурочки искренняя любовь, женственность, девичья чистота.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Все сказки нашего детства пришли к нам из устного народного творчества фольклора](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271010.jpg)
На русском Севере был обычай строить фигуры из снега и льда, - так Снегурочка из былин русских северных поморов появляется в устном народном творчестве. На Руси от рассказчика к рассказчику сложилось множество вариантов этой волшебной сказки, где у бездетной пары появляется дочка: либо из снежного комочка в горшочке на утро появилась девочка, либо ее - подростка встретили зимой в лесу, либо слепили из снега и она ожила. Снегурочка принесла радость своим престарелым родителям.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Корни русского фольклора уходят в далекую языческую славянскую эпоху когда обожествлялось всё что не умели объяснить что пугало и радовало](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271082.jpg)
Н. Рерих «Снегурочка» (1920)
Но судьба ее трагична: идет с подружками в лес и там теряется; тает под лучами солнца, превращаясь в цветок; прыгает через костер и испаряется, становясь облачком. Есть очень жестокий финал сказки, когда подружки идут вместе с ней за ягодами, видя, что у нее полное лукошко, делят ягоды, убивают Снегурочку, на месте остается прутик, из которого, проходивший мимо молодец сделал дудочку, и рассказала дудочка голосом Снегурочки о том, что с ней случилось.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Отсюда поверья приметы мифические боги](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271147.jpg)
«Снегурочка» - образ, навеян картиной Б. Зворыкина (1925)
Но есть и такая сказка, где с первым снегом Снегурочка возвращается, а с началом лета облачком улетает, старики, зная про это, каждый год готовятся и ждут ее с пирогами да угощеньем. А. Н. Афанасьев собирает русские народные сказки, обрабатывает текст, добавляя юмор, подмечая характер персонажей, - сказка становится литературной.
https://rutube.ru/video/a85bf298ecb2595f6030b88782cd305a/
«Соседи» на Театральной площади: Большой и Малый театры. Между театрами существовал подземный переход и артисты «подменяли» друг друга в спектаклях.
В 1873 году А. Н. Островскому предлагают написать пьесу – феерию, где в одном спектакле участвовали бы все 3 труппы Большого и Малого театров Москвы: драматическая, оперная и балетная. Музыку сочинил П. И. Чайковский.
А. Островский задумывает пьесу в стихах «Весенняя сказка. Снегурочка», в основе сюжета обработанная сказка А. Афанасьева. А. Островский придумывает свою «Снегурочку».
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Придуманные народом сказки передавались из уст в уста до Х века пока не были записаны а потом и изданы отдельными картинками и книгами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271503.jpg)
«Берендеево царство» - декорация В. Васнецова к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Родители Снегурочки – Дед Мороз и Весна. Снегурочке 16 лет и наблюдая за жизнью жителей Берендеева царства, она прониклась симпатией к песням пастуха Леля. Просит родителей отпустить ее к людям, познать любовь неведомую ей, - те с опасением соглашаются.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В Х Х веке появляется интерес к культуре простого народа и фольклор стали воспринимать как незаменимую часть русской культуры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271576.jpg)
В. Плискин «Масленица у Берендеев» (2017)
Веселые берендеи провожают Масленицу, встречают весну.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Снегурочка уникальный персонаж рожденный на русской земле и не имеет аналогов в мире](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271628.jpg)
Бобыль-Бакула первый замечает Снегурочку и она остается названой дочкой в семье бездетных Бобыля-Бакулы и Бобылихи, им на радость.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Этот образ в литературе да и в жизни соткан только из положительных черт мила приветлива красива заботлива трудолюбива нежна доверчива послушна добра наивна простодушна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271669.jpg)
Снегурочка мечтает ходить с подружками по ягоды, водить с ними хороводы под песни Леля. Юноши-берендеи не находят отклика в ее душе. Она просит у матери-Весны передать ей «немножечко сердечного тепла», любви, даже если это ее погубит. Весна дарит ей волшебный венок, который согреет ее сердце, но она полюбит первого, кого увидит. Им будет Мизгирь, оставивший свою невесту Купаву ради красавицы Снегурочки. В Ярилин день – в первый день лета, царь Берендей соединяет влюбленных брачным союзом. Луч Солнца-Ярилы падает на Снегурочку, она тает с чувством благодарности и счастья. Мизгирь с горя бросается в озеро. Главная тема пьесы – жизнь без любви не имеет смысла.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Образ Снегурочки его нет и в рождественской мифологии народов мира](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271767.jpg)
В. Васнецов «Снегурочка» - образ, ставший классикой.
В 1882 году композитор Н. Римский –Корсаков по пьесе Островского пишет либретто и сочиняет оперу «Снегурочка».
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 У славян во времена язычества были богини некоторые черты которых переданы фольклорной Снегурочке Мокошь Марена и Кострома](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271814.jpg)
Костюм Снегурочки к балету «Снегурочка» (1963)
Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» и Балет П. И. Чайковского «Снегурочка» украшают театры страны до сих пор. В конце ХIХ века на Рождество девочки наряжались Снегурочками, так же, как сейчас снежинками и разыгрывали сценки из пьесы-сказки. Девочка – Снегурочка появлялась только на рождественских открытках.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Мокошь покровительствовала домашнему хозяйству и от нее у Снегурочки трудолюбие и помощь по дому своим престарелым родителям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271873.jpg)
«Дед Мороз и Снегурочка» - ватные игрушки под елку. (1940-1950)
В ХХ веке праздник вокруг елки то разрешали, то запрещали. И только в 1936-ом официально разрешили: Дед Мороз пришел к детям на утренник эпизодически, раздать подарки. В 1937 году, педагоги – дошкольники, составляя сценарии праздников, в помощь Дедушке, определили место Снегурочке, как полноправной участницы и ведущей праздника. Новый год у елки со Снегурочкой и Дедом Морозом становится постоянным ритуалом, объединяя всех детей многонациональной страны.
Прообраз героев был взят из оперы Римского – Корсакова: Дед Мороз – приходил либо в тулупе, либо в псевдорусской белой боярской шубе с посохом, а Снегурочка в голубой или белой шубке, в шапочке или русском кокошнике, как венец, расшитый серебром и жемчугом. В Красную шубу Дедушка Мороз «переоделся» во время Великой Отечественной войны.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Марена богиня зимы магии царица смерти и ночи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739271972.jpg)
Время идет и с появлением традиции парных поздравлений детей на дому, роль Снегурочки исполняет девушка.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Славяне в конце зимы делали чучело Марены и сжигали его встречая весну просили новый урожай](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272011.jpg)
В. Плискин «Снегурочка» (2018)
Родиной российской Снегурочки считается Кострома. Город получил название от богини Костромы и одноименного весенне-летнего обряда «Прощания с весной». На костромской земле в своем имении драматург А. Н. Островский написал пьесу «Весенняя сказка. Снегурочка», где всё и происходит. Сегодня здесь же Теремок - Резиденция Снегурочки и Лесопарк, где в 1971 году снимали «Берендеевку» в фильме «Весенняя сказка».
День рождения Снегурочки установили с 2009 года - это 4 апреля, объясняя тем, что отец - Мороз, а мать – Весна и дочка рождена весной.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 От Марены у Снегурочки как сезонного образа грустный финал с приходом тепла гибель ее неизбежна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272672.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Кострома богиня Весны плодородия и урожая она была воплощением Воды Лета и Солнца](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272696.jpg)
Чисхан и Кыхын Хотун в Якутии.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Чучело куколки Костромы топили в реке или сжигая люди верили в перенос ее энергии в свою жизнь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272724.jpg)
Йушто Кугыза и Лумудыр в Мари Эл.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 От Костромы покровительницы влюбленных у Снегурочки искренняя любовь женственность девичья чистота](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272752.jpg)
Кыш Бабай и Кар Кызы в Татарстане.
Не так давно в нашей многонациональной стране, подобно русским Деду Морозу и Снегурочке, к детям приходят свои национальные «зимние гости»: Тол Бабай и Лымы Ныл в Удмуртии, Сааган Убугур и Матушка Зима в Бурятии, Соок Ирей и Тугэни Энекэн в Тыве, Хем Мучи и Юр Пике в Чувашии… Все они пришли из мифологии, сказов, легенд и поверий своего народа, история которых необычна и интересна.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 На русском Севере был обычай строить фигуры из снега и льда так Снегурочка из былин русских северных поморов появляется в устном народном творчестве](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742897-1739272802.jpg)
Образ Снегурочки запечатлен во множестве отечественных мульт и кино - фильмах, книгах - сказок и раскрасок, в стихах и загадках, поздравительных открытках, наклейках, елочных игрушках, карнавальных костюмах, в детском театральном и изо-творчестве. А 4 апреля есть повод вспомнить Снегурочку в ее день рождения, встретить ее в весеннем веночке, рассказать ей, как было весело зимой. Но беречь ее от яркого солнца, попрощаться до следующей зимы, зная, что будет она ждать встречи с нами в своем Теремке в Костроме.