Александра Потапкова
Комплексная разминка речевого аппарата
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Методическая разработка занятия
Тема: «Комплексная разминка речевого аппарата»
Для обучающихся группы по сценической речи
театр-студии «Овация»
1 год обучения
(основной (базовый) курс)
Автор:
Потапкова Александра Аркадьевна
педагог дополнительного образования
Рязань, 2022 год
Тема занятия: «Комплексная разминка речевого аппарата»
Форма организации занятия: индивидуальная
Публикация «Комплексная разминка речевого аппарата» размещена в разделах
Цель — познавательно-творческая: развитие навыков актерского мастерства, фантазии и воображения.
Задачи:
обучающие — познакомить детей с пантомимой и клоунадой;
развивающие — развитие артикуляции, дикции, длинного выдоха;
воспитательные — воспитание эмоциональной отзывчивости, личной заинтересованности в творческом процессе,воспитание коммуникативных навыков.
Методы, используемые на занятие
- демонстративный;
- метод упражнений;
- игровой.
Используемое оборудование:
- ноутбук;
- дидактические материалы;
- пробка.
Ход занятия.
1) Подготовительный этап.
2) Упражнения для разминки речевого аппарата.
3) Работа с репертуаром.
1. Подготовительный этап.
1) Приветствие.
2) Подготовка дидактических и используемых материалов (комплекс упражнений на листах А4, пробка для дикции, карандаш)
2. Упражнения для разминки речевого аппарата.
Упражнение № 1.
Вариант 1. Читать текст, стараясь экономно распределять выдох.
Вариант 2. Сомкнуть губы (можно оставить небольшую щелочку) и прочитать текст. Задействуется нёбо, язык.
Вариант 3. Зажать пробку в зубах и постараться прочитать текст, как можно чётче.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выходе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
Упражнение № 2.
Вариант 1. Читать текст вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой.
Вариант 2. Говорите текст, прыгая, как будто через скакалку. Знаком ’обозначается место, где можно набрать дыхание (успеть вдохнуть за 1 прыжок). Тренируется дыхание и речь в движении.
СКАКАЛКА
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко ритмично было
И меня не подводило. ’
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно. ’ Раз – два!
Раз – два!
Раз – два!
Раз! Можно прыгать целый час.
Упражнение № 3.
ИНТОНАЦИЯ СОГЛАСИЯ.
Учимся спускаться в грудной регистр.
Тело расслаблено, губы сомкнуты, челюсть разомкнута и расслаблена. Положить ладонь на грудную клетку, чтобы почувствовать вибрацию звука в груди.
Глубоко вдохнуть, выдохнуть со звуком «УГУ» (как бы соглашаясь). Голос под конец понижаем.
ПОВТОРИТЬ 8 РАЗ!
Упражнение № 4.
Вариант 1. Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос. Последние 6 строк должны звучать в грудном регистре (низкий голос)
Вариант 2. Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние 6 строк должны звучать в грудном регистре (низкий голос).
АКВАЛАНГИСТ
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
Всё
ниже
опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
ближе…
Вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко,
Чтобы овладеть грудным регистром,
Полезно стать «аквалангистом».
Упражнение № 5.
И вверх, и вниз – 3 раза (громкость голоса по траектории треугольников)
Вот и выкрашен карниз (по линии)
МАЛЯР
(на фото)
Упражнение № 6.
Прочитать текст постепенно повышая громкость, а затем понижая.
(Следите за стрелочками)
ПРЫГУН
голосовой загиб кручу…
и вот лечу теперь
прыжок мне надо опуститься,
Разбег чтоб ставить точку
научиться.
Упражнение № 7.
Прочитать стихотворение повышая громкость с каждой строчки.
ЧУДО-ПЕСЕНКА
Чу – до ле – сен – кой ша – га – ю
Вы – со – ту я на – би – ра – ю
Шаг на го – ры, шаг на ту – чи
А подъ – ём всё вы – ше, кру – че
Не ро – бе – ю петь хо – чу
Пря – мо к солн – цу я ле – чу.
Упражнение № 8.
Каждый абзац прочитать на одной выдохе.
Дом, который построил Джек
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Упражнение № 9.
Вариант 1. Прочитать скороговорку на 3 скоростях.
1 - медленно, четко, выговаривая каждую букву.
2 - быстрее, увереннее.
3 - как можно быстрее.
Останавливаться на тех скороговорках, которые не получаются. Повторять до тех пор, пока не получится.
Вариант 2. Прочитать скороговорку на 3 скоростях с пробкой во рту.
СКОРОГОВОРКИ
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
2. Полпогреба репы, полколпака гороху.
3. Инцидент с интендантом.
4. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
5. Попытка не пытка (повторить 3 раза).
6. Ткет ткач ткани на платки Тане.
7. Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик. Пик кипу купи.
10. Либретто «Риголетто» (3 раза).
11. Около колА колоколА.
12. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
13. Тетя чуть чего – Тютчева читает.
14. Сыворотка из-под простокваши.
15. Клара-краля крАлась к лАрю.
16. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
17. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
18. Дробью по пЕрепелам, да по тЕтеревам.
19. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
20. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
21. Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.
22. Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовывал, да зарапортовался.
23. Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
24. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
25. Мама мыла Милу с мылом.
26. Крыса в Риге грызла рис.
27. Стоит поп на копне, колпак – на попе, копна – под попом, поп – под колпаком.
28. Король – орел, орел – король (3 раза).
29. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
30. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
31. Гурбангулы Бердымухаммедов у Танирбергена Бердонгарова украл кораллы!
32. На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима вы мне на линя
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.
33. Обычай бычий, ум телячий.
34. Грач сгоряча осерчал на грача.
35. Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок.
36. Ёжик, ёжик чудачок сшил колючий пиджачок.
Упражнение № 10.
Читать с каждым абзацем быстрее.
ТРИ КРУГА
Темп речи убыстрять учусь,
Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,
Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко,
Я говорю слова легко
И на пути ни оговорки,
В том помогли скороговорки.
Вот в круг вступил теперь второй,
Ускорился темп речи мой,
Все собранней, короче слово,
Точна предельно мысль моя,
А интонация готова
Все выразить, что вижу я.
Вот третий круг еще быстрее,
Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемета:
«Тра-та-та-та!» Язык наметан,
Весь речевой мой аппарат,
Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.
Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,
Тот в мастерстве своем отстал!
3. Работа с репертуаром.
выбрать стихотворение по теме предстоящего конкурса;
выделить главную мысль стихотворения (о чем);
разбор стихотворение (расставить логические паузы, выделить главные слова в предложениях для интонационного выделения).
Используемая и литература и источники:
Сысоева Г. Н. Основы риторики: учебно-методическое пособие — Рязань: РЗИ (ф) МГУКИ, 2008;
https://www.youtube.com/watch?v=U6cPnNfhkpQ&t=409s