Ломаева Татьяна Владимировна
Комплексная НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с русскими народными куклами»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная НОД в подготовительной к школе группе
«Знакомство с русскими народными куклами»
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Обеспечить развитие внимания.
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Воспитательные:
- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы: короб, куклы :Утешница, Пеленашка, Стригушка, Крупеничка, Кубышка-травница, Колокольчик, Ласкутки ткани, Нитки.
Ход:
Воспитатель приносит в группу короб
Ребята, у меня в эти выходные была большая радость, ко мне приехала моя бабуля из деревни, и привезла мне удивительный подарок, вот этот короб, а в нем …
А что в нем попробуйте предположить (ответы детей)
Ну, чтоб узнать наверняка предлагаю отгадать загадку:
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Совершенно верно, короб полон кукол, но необычных кукол, а старинных
(Выкладываю кукол из короба)
- Как вы думаете, моя бабушка их купила или сама сделала.
- действительно, их смастерила моя бабуля, и рассказала мне о каждой куколке и даже научила их мастерить.
А хотите, я и вам расскажу секреты этих необычных кукол.
Присаживайтесь поудобнее!
- Давным- давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно раньше в семьях таких самодельных кукол было много, их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей, а с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу. Изготавливали игрушки из подручного материала.
Как вы понимаете слово подручный? (Ответы)
- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой
Вот бабушка дала мне мешочек, и сказала, что любила делать кукол из тех материалов, что лежат в нем. Хотите узнать, из каких? А чтобы нам было интересней предлагаю, не глядя на ощупь угадать что там?
(солома, береста, ткань, шерстяные нитки, ветка дерева, мочало) (спросить, что это за материалы, откуда их люди брали)
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, из чего они сделаны? (ответы)
Что у них общего? Чем отличаются от современных кукол?
- Правильно, эти куклы отличаются от ваших. У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Интересно, почему кто как думает? (Ответы)
Раньше лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в сундучки. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Куколка всегда была подруженька, помощница.
Самой любимой у всех детей была куколка «Утешница». Попробуйте догадаться почему она так называлась (ответы). Само название говорит о ее назначении – утешать, успокаивать, когда ребенок плакал или капризничал, мама доставала из кармана такую куколку, которую быстро скручивала из платочков, которые всегда были в кармане (достаю делаю куколку) и с помощью ее успокаивали малыша, а слезки вытирали подолом ее платья, а затем давали поиграть. Ребенок быстро успокаивался играя с ней. Такая кукла являлась неоценимой помощницей – дети общались с ней, делились бедами и радостями, доверяли самые тайные мысли и сокровенные желания. (предлагаю потрогать, рассмотреть)
Как можно с ней поиграть? (дети передают куклу и предлагают варианты игры с ней, н-р: покачать, накормить, уложить в кроватку, рассказать кукле сказку, потанцевать с куклой, песню ей спеть, нарядить ее)
Очень распространённая кукла для игры была - Стригушка. Делали её родители детям, старшие дети младшим в поле, около дома из травы, сена, соломы. Ровно стригли низ куклы, ставили на дощечку или другую ровную поверхность и стучали кулаками рядом с куклой. Она крутилась-вертелась, как будто пускалась в пляс. Это очень веселило детей.
Интересно, а эта стригушка сможет нам станцевать, попробуем?
Как здорово!
Запомнили как танцует кукла, что она (будто притопывает и кружится, я предлагаю вам превратится в куколок- стригушек и потанцевать, а наши гости, надеюсь, нам помогут нам похлопают.
Натанцевались? Предлагаю присесть
-Куклы были не только для игры, в основном делали куклы-обереги
-кто знает, почему их так называли? Правильно, от слова «оберегать», такую куклу так и называли «берегиня». Она была защитницей от всех бед и несчастий. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Кукол "крутили", «мотали» пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Первая тряпичная кукла-оберег появлялась в доме с рождением малыша.
Как вы думаете про которую из этих кукол я говорю? (Ответы)
Она называется «Пеленашка». Догадались почему она так называется? Конечно, она похожа на ребенка завернутого в пеленку. Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
А вот эта какая необычная кукла, чем она отличается от других? Посмотрите, пощупайте, что то у нее внутри, что же это, кто как думает (ответы) Крупа? Зерно?
Если это крупа, то какая (предлагаю понюхать, внимательно пощупать)
А интересно, для чего ее туда положили, как вы думаете (ответы)
Эта кукла – Крупеничка, ее делали осенью после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ее ставили так, чтобы Крупеничка видела обеденный стол. На следующий год она должна была принести хороший урожай, а вот если год был голодный, то Крупеничка делилась своими запасами и становилась худенькой.
А с какой крупой могли делать Крупеничку? Какие крупы вы знаете?
Какая крупа в Крупеничке вы догадались, а сможете ли вы догадаться, что находится в этих мешочках. (игра «Угадай, что в мешочке» с рассматриванием после предположения (пшено, фасоль, овес,гречка, горох, перловая крупа)
Какая удивительная кукла, что в ней не обычного? Это Многорукая кукла "Десятиручка" ее дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах и в рукоделии, чтобы она все успевала. А вот какие у девушки могли быть дела, мы сейчас вспомним, а для этого предлагаю вам поиграть в игру «Что я делаю сейчас?» (Стираю, подметаю пол, глажу белье, вышиваю, варю суп, качаю малыша)
Вот и последняя куколка осталась – это кукла «Колокольчик» Почему ее так прозвали, как вы думаете? Колокольчик- кукла-оберег, которая приносит в дом радостные вести. Считалось, что звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни, и если в доме была куколка похожая на колокольчик, то его не покидали радость, веселье и счастье.
Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).
Ребята, а вам понравилась кукла «Колокольчик»? Меня бабуля как раз научила делать эту куклу. Хотите я вас научу?
Давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик».
(Предлагаю рассмотреть, потрогать лоскутки ткани и выбрать понравившиеся для следующей совместной деятельности)