МААМ-картинки

Комплексная НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с русскими народными куклами»

Ломаева Татьяна Владимировна
Комплексная НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с русскими народными куклами»
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексная НОД в подготовительной к школе группе

«Знакомство с русскими народными куклами»

Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.

- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.

Развивающие:

Темочки:

- Обеспечить развитие внимания.

- Обеспечить развитие творческих способностей детей.

- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.

- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.

Воспитательные:

- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы: короб, куклы :Утешница, Пеленашка, Стригушка, Крупеничка, Кубышка-травница, Колокольчик, Ласкутки ткани, Нитки.

Ход:

Воспитатель приносит в группу короб

Ребята, у меня в эти выходные была большая радость, ко мне приехала моя бабуля из деревни, и привезла мне удивительный подарок, вот этот короб, а в нем …

А что в нем попробуйте предположить (ответы детей)

Ну, чтоб узнать наверняка предлагаю отгадать загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Совершенно верно, короб полон кукол, но необычных кукол, а старинных

(Выкладываю кукол из короба)

- Как вы думаете, моя бабушка их купила или сама сделала.

- действительно, их смастерила моя бабуля, и рассказала мне о каждой куколке и даже научила их мастерить.

А хотите, я и вам расскажу секреты этих необычных кукол.

Присаживайтесь поудобнее!

- Давным- давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно раньше в семьях таких самодельных кукол было много, их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей, а с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу. Изготавливали игрушки из подручного материала.

Как вы понимаете слово подручный? (Ответы)

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой

Вот бабушка дала мне мешочек, и сказала, что любила делать кукол из тех материалов, что лежат в нем. Хотите узнать, из каких? А чтобы нам было интересней предлагаю, не глядя на ощупь угадать что там?

(солома, береста, ткань, шерстяные нитки, ветка дерева, мочало) (спросить, что это за материалы, откуда их люди брали)

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, из чего они сделаны? (ответы)

Что у них общего? Чем отличаются от современных кукол?

- Правильно, эти куклы отличаются от ваших. У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Интересно, почему кто как думает? (Ответы)

Раньше лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в сундучки. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Куколка всегда была подруженька, помощница.

Самой любимой у всех детей была куколка «Утешница». Попробуйте догадаться почему она так называлась (ответы). Само название говорит о ее назначении – утешать, успокаивать, когда ребенок плакал или капризничал, мама доставала из кармана такую куколку, которую быстро скручивала из платочков, которые всегда были в кармане (достаю делаю куколку) и с помощью ее успокаивали малыша, а слезки вытирали подолом ее платья, а затем давали поиграть. Ребенок быстро успокаивался играя с ней. Такая кукла являлась неоценимой помощницей – дети общались с ней, делились бедами и радостями, доверяли самые тайные мысли и сокровенные желания. (предлагаю потрогать, рассмотреть)

Как можно с ней поиграть? (дети передают куклу и предлагают варианты игры с ней, н-р: покачать, накормить, уложить в кроватку, рассказать кукле сказку, потанцевать с куклой, песню ей спеть, нарядить ее)

Очень распространённая кукла для игры была - Стригушка. Делали её родители детям, старшие дети младшим в поле, около дома из травы, сена, соломы. Ровно стригли низ куклы, ставили на дощечку или другую ровную поверхность и стучали кулаками рядом с куклой. Она крутилась-вертелась, как будто пускалась в пляс. Это очень веселило детей.

Интересно, а эта стригушка сможет нам станцевать, попробуем?

Как здорово!

Запомнили как танцует кукла, что она (будто притопывает и кружится, я предлагаю вам превратится в куколок- стригушек и потанцевать, а наши гости, надеюсь, нам помогут нам похлопают.

Натанцевались? Предлагаю присесть

-Куклы были не только для игры, в основном делали куклы-обереги

-кто знает, почему их так называли? Правильно, от слова «оберегать», такую куклу так и называли «берегиня». Она была защитницей от всех бед и несчастий. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Кукол "крутили", «мотали» пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла-оберег появлялась в доме с рождением малыша.

Как вы думаете про которую из этих кукол я говорю? (Ответы)

Она называется «Пеленашка». Догадались почему она так называется? Конечно, она похожа на ребенка завернутого в пеленку. Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

А вот эта какая необычная кукла, чем она отличается от других? Посмотрите, пощупайте, что то у нее внутри, что же это, кто как думает (ответы) Крупа? Зерно?

Если это крупа, то какая (предлагаю понюхать, внимательно пощупать)

А интересно, для чего ее туда положили, как вы думаете (ответы)

Эта кукла – Крупеничка, ее делали осенью после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ее ставили так, чтобы Крупеничка видела обеденный стол. На следующий год она должна была принести хороший урожай, а вот если год был голодный, то Крупеничка делилась своими запасами и становилась худенькой.

А с какой крупой могли делать Крупеничку? Какие крупы вы знаете?

Какая крупа в Крупеничке вы догадались, а сможете ли вы догадаться, что находится в этих мешочках. (игра «Угадай, что в мешочке» с рассматриванием после предположения (пшено, фасоль, овес,гречка, горох, перловая крупа)

Какая удивительная кукла, что в ней не обычного? Это Многорукая кукла "Десятиручка" ее дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах и в рукоделии, чтобы она все успевала. А вот какие у девушки могли быть дела, мы сейчас вспомним, а для этого предлагаю вам поиграть в игру «Что я делаю сейчас?» (Стираю, подметаю пол, глажу белье, вышиваю, варю суп, качаю малыша)

Вот и последняя куколка осталась – это кукла «Колокольчик» Почему ее так прозвали, как вы думаете? Колокольчик- кукла-оберег, которая приносит в дом радостные вести. Считалось, что звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни, и если в доме была куколка похожая на колокольчик, то его не покидали радость, веселье и счастье.

Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).

Ребята, а вам понравилась кукла «Колокольчик»? Меня бабуля как раз научила делать эту куклу. Хотите я вас научу?

Давайте сделаем куклу-оберег «Колокольчик».

(Предлагаю рассмотреть, потрогать лоскутки ткани и выбрать понравившиеся для следующей совместной деятельности)

Публикации по теме:

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками Речевая Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими.

«Знакомство детей 6–7 лет с народными промыслами Нижегородского края» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края (Городецкой, Хохломской, Полхово –Майданской росписью). ЗАДАЧИ:Создать.

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками» Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло.

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми и праздниками» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ.

Проект «Знакомство детей с народными промыслами» Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта: информационно – творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Сценарий развлечение по ПДД в разновозрастной группе ДОУ «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играмиСценарий развлечение по ПДД в разновозрастной группе ДОУ «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играми Попереченский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189» Сценарий развлечение по ПДД в разновозрастной группе ДОУ "Светофор-мой друг".

Сценарий музыкального развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфушечка» для детей 3–7 лет Сценарий музыкального развлечения с русскими народными играми. «Матрена и Марфушечка». (Для детей с 3-7 лет) Под аудиозапись веселой русской.

Сценарий развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфушечка». Старший дошкольный возрастСценарий развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфушечка». Старший дошкольный возраст Сценарий развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфушечка» (Старший дошкольный возраст) Действующие лица: Матрена, Марфушечка.

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказкамиВоспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств: доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный.

Знакомство с народными традициями в детском саду «Знакомство детей с народными традициями» ГБДОУ детский сад № 76 Санкт-Петербурга: Красавчикова Т. Е. 2019год. Знакомство с народными традициями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексная НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с русскими народными куклами»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 17:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексная НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с русскими народными куклами»» (включая файлы) размещена пользователем Ломаева Татьяна Владимировна (УИ 2086885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД