Бондарева Вера Васильевна
Сценарий развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфушечка». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения с русскими народными играми
«Матрена и Марфушечка» (Старший дошкольный возраст)
Действующие лица: Матрена, Марфушечка
Задачи:
• закрепить представления детей о русских народных играх;
Публикация «Сценарий развлечения с русскими народными играми „Матрена и Марфушечка“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• повысить двигательную активность дошкольников;
• совершенствовать двигательные навыки: быстроту, ловкость;
• развивать творческие способности, смекалку;
• воспитывать чувство взаимоподдержки и взаимовыручки.
Оборудование: русские народные сарафаны для Матрены и Марфушечки, одеяло, подушка; канат, веревка, корзина; детские музыкальные инструменты; лапти, стул с хохломской росписью, лошадка-скакалка (2 шт.); предметы народного быта, печь из картона, самовар, нарядные платки, бумажные крендели и баранки для украшения зала; музыкальный центр.
Фоторепортаж праздника
Под аудиозапись веселой русской народной песни (по выбору педагога) дети входят в зал, который украшен в русском народном стиле. Их встречает Матрена.
Матрена :
Здравствуйте, люди добрые! Спасибо, что пожаловали ко мне в горницу в веселый час – в час игр народных. Вижу, что пришли ко мне и добры молодцы, и красны девицы. Сегодня нам некогда скучать, давайте праздник начинать. А для затравочки, для проверочки давайте узнаем, подготовились ли вы, гости дорогие, к празднику веселому. (Обращается к мальчикам.) Добры молодцы, умеете ли вы ногами богатырскими топать? (Обращается к девочкам.) Красны девицы, умеете ли вы руками рукоделистыми хлопать? (Дети отвечают.) Вот сейчас и проверим.
Игра «Добры молодцы, красны девицы»
Матрена предлагает детям выполнить задания – потопать и похлопать – и выяснить, кто громче.
Матрена : Слушайте внимательно. Как скажу «добры молодцы» – добры молодцы что есть силы топотать начнут, а скажу «красны девицы» – красны девицы громко захлопают.
Дети выполняют задания. После игры Матрена их хвалит и вспоминает про свою дочку.
Матрена : За окошком снега белые да морозы трескучие, а у нас в горнице тепло да радостно. Только что-то я дочки своей, Марфушеньки-душеньки, не вижу. Куда же это она подевалась?
Появляется Марфушечка и обращается к Матрене.
Марфушечка :
Ой, матушка, как же мне скучно, как же мне грустно, как же мне тоскливо. Солнышко не светит, не греет, снегом все замело. Дай-ка я на печку залезу да спать буду. (Ложится на скамейку, укрывается одеялом.)
Матрена :
Что ты, что ты, Марфушечка, куда ж ты спать-то собираешься? Посмотри, сколько в горнице гостей веселых да удалых.
Марфушечка :
Ой, матушка, не до гостей мне. Хочу подушку мягкую, перинку взбитую да одеяльце пуховое. И скажи гостям своим потише себя вести, чтобы покой мой давеча не нарушить. (Пытается замотаться в одеяло, взбивает подушку.)
Матрена :
Да ты у меня, Марфушечка, так вся и слежишься, женихи к тебе ездить не будут. Встала бы ты, размялась что ли.
Марфушечка : Да как размяться-то, когда ручки, ножки да спинка болят.
Матрена : Так от того и болят, что ты лежишь все время, прямо как Дударь.
Марфушечка : Какой такой Дударь?
Матрена : Сейчас тебе наши гости расскажут.
Русская народная хороводная игра «Дударь»
Матрена выбирает водящего – Дударя. Он становится в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:
Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (рука, голова, спина, коленка и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется несколько раз. Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».
Матрена : Ну что, Марфушечка, веселее стало?
Марфушечка : Да как будто. Только, матушка, забыла я тебе сказать, что дядька Иван давеча на кобыле скакал, плетень нам поломал. Вот такая дыра! (Показывает.)
Матрена : Ох, придется чинить. Ребята, поможете нам?
Русская народная игра «Заплетем плетень»
Дети делятся на две команды и строятся в шеренги друг напротив друга на расстоянии 10–15 шагов. Марфушечка показывает им, как строить плетень, дети за ней повторяют – скрещивают руки перед собой, соединяют свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую – с правой рукой соседа справа. Когда дети запомнят последовательность движений, они опускают руки, и обе шеренги начинают двигаться навстречу друг к другу со словами:
Раз, два, три, четыре,
Мы читаем и считаем,
Починить забор мечтаем.
С этими же словами дети возвращаются обратно. Марфушечка хлопает в ладоши, дети разбегаются, образуют один общий круг в середине зала и пляшут под русскую народную песню «Заплетись плетень». По второму хлопку они опять строятся в шеренги и переплетают руки – строят плетень. Выигрывает та команда, которая сумеет это сделать быстрее и без ошибок.
Марфушечка :
Ой, матушка, забыла тебе сказать, дядька Иван на кобыле скакал, забор поломал да прямиком через сени проскакал. А там станок твой ткацкий стоял, вот его-то он тоже задел.
Матрена : Ох, придется чинить ткацкий станок. Ребята, поможете нам?
Русская народная игра «Челнок бежит»
Воспитанники встают парами друг напротив друга и сцепляются между собой под локти. Два игрока-челнока пробегают между этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, дети напевают стишок и постепенно ускоряются:
Челнок бежит,
Земля дрожит.
Шьет-пошивает,
Дале посылает.
Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядами. Челнок, который выиграл, выбирает следующую пару челноков.
Марфушечка :
Ой, матушка, забыла еще тебе сказать, что дядька Иван не только забор поломал и станок твой ткацкий задел. В огороде-то у тебя белье на веревке висело, вот его он по всему огороду-то и раскидал.
Матрена : Как раскидал?
Марфушечка : Да вот так… (Показывает.)
Матрена :
Ну, пойдем собирать да веревку новую привязывать, получше да потолще. Ребятушки, и тут нам без вашей помощи не обойтись. Помогите проверить на прочность вот эту веревку. (Показывает на канат.)
Игра «Перетягивание каната»
Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть его в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту на свою сторону.
Марфушечка : Ой, матушка…
Матрена : Что еще случилось?
Марфушечка :
Дядька Иван на кобыле скакал, забор поломал, через сени проскакал, станок твой ткацкий задел, по огороду белье разметал, а дальше у тебя козел к столбу привязан был. Он веревку-то эту и изрубил.
Матрена : Господи, что ж за напасть! Козлик, ты мой дорогой, не сбежал ли ты?
Марфушечка : Ой, матушка, сбежал козлик в лес.
Матрена : Пойдем его поймаем, обратно возвратим.
Марфушечка : Ребята, пойдем с нами.
Игра «Шел козел по лесу»
Матрена с Марфушечкой выбирают одного водящего – козла. Остальные дети садятся на стулья. Матрена произносит слова, водящий выполняет в соответствии с ними движения:
Шел козел по лесу,
По лесу, по лесу,
(Водящий проходит мимо детей, показывает указательными пальцами «рога».)
Нашел себе принцессу,
Принцессу нашел.
(Приглашает поклоном любую девочку, вместе с ней выходит на середину зала. Затем они поворачиваются лицом друг к другу.)
– Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем (Прыгают на двух ногах.)
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем. (Прыгают и поднимают то одну, то другую ногу.)
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем (Стоя на месте, хлопают в ладоши.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем. (Топают ногами, высоко поднимая колени.)
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем, (Выполняют движения бедрами – «машут хвостиками».)
Ну, а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы! (Кружатся поскоками.)
Затем игра продолжается, но уже два «козлика» идут искать «принцесс», а потом – четыре, восемь и т. д.
Марфушечка : Ой, матушка…
Матрена : Ну, что еще там дядька Иван натворил?
Марфушечка :
Даже не знаю, матушка, как тебе сказать. Дядька Иван на кобыле скакал, забор поломал да прямиком через сени проскакал. Там станок твой ткацкий стоял, его он задел и дальше промчался. В огороде у тебя белье висело, он его по огороду разметал. Дальше козел у тебя к столбу был привязан. Он веревку-то эту изрубил. А рядом с козлом корзина стояла, в ней гостинцы от бабки Федотьи лежали. Он корзину опрокинул да все гостинцы-то по земле разметал.
Матрена : Что за гостинцы-то были?
Марфушечка : Бабка Федотья музыкальные инструменты передала.
Матрена : Поможете, ребятки, собрать музыкальные инструменты да песню веселую спеть?
Оркестр «Как у наших у ворот»
Дети берут музыкальные инструменты и вместе с Матреной и Марфушечкой исполняют песню «Как у наших у ворот».
Марфушечка :
Ой, матушка, и на этом не закончились проделки дядьки Ивана. Даже не знаю, как тебе сказать. Дядька Иван на кобыле скакал, забор поломал да прямиком через сени проскакал. Там станок твой ткацкий стоял, его он задел и дальше промчался. В огороде у тебя белье висело, он его по огороду разметал.
Дальше козел у тебя к столбу был привязан. Он веревку-то эту изрубил. А рядом с козлом корзина стояла, в ней гостинцы от бабки Федотьи лежали. Он корзину опрокинул да все гостинцы-то по земле разметал. А дальше бочка у тебя стояла, а в ней капуста квасилась. Вот он бочку-то эту и опрокинул.
Матрена : Ох, придется снова капусту квасить.
Хороводная игра «Капуста»
Дети берутся за руки и образуют длинную вереницу, неспешно идут и поют:
Вейся, вейся,
Капустка моя,
Вейся, вейся, белая!
Как мне, капустке, виться,
Как мне зимой не валиться!
Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» – поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», то есть перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие. После этого участник игры, который стоит в конце вереницы, останавливается на одном месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, пока не получится «вилок капусты». Затем «капустка» начинает «развиваться».
Матрена :
Ну вот, вроде и капуста готова. Ох, этот дядька Иван, ну попадись он мне только на глаза! Куда ж он так спешил?
Марфушечка : Да на ярмарку, матушка, на ярмарку. Ох, и весело же там.
Матрена : Раз там весело, может, и нам с тобой, Марфушечка, на ярмарку-то сходить?
Марфушечка : Ой, матушка, конечно, пойдем. Давай платки красивые наденем да лапти новые примерим. И гостей наших нарядим.
Эстафета «Передача лаптя»
Дети делятся на две команды. Первые участники команд берут лапти, бегут с ним вокруг стула с хохломской росписью, возвращаются и передают следующему участнику. Побеждает та команда, участники которой первыми справились с заданием.
Марфушечка :
Ну вот, новые лапоточки надели, можно и в путь отправляться. Вот и золотые ворота ярмарки виднеются. Пойдемте, гости дорогие.
Игра «Золотые ворота»
Двое игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки, образуя цепочку. Игроки-ворота говорят считалку, а игроки-цепочка должны быстро пройти между ними:
Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Матрена обращает внимание детей
на стол с самоваром и предметами народного промысла.
Марфушечка :
Ну вот мы и на ярмарке. Ой, как здесь весело. Глядите, да здесь соревнования веселые.
Эстафета «Прыжки на лошадях»
Дети делятся на две команды. Участники команд по очереди скачут на лошадках-скакалках до финиша и обратно. Побеждает та команда, участники которой первыми прискачут на старт. Во время игры Марфушечка тоже пытается скакать вместе с детьми, но не успевает, путается, куда нужно бежать.
Марфушечка : Ой, матушка, запыхалась я совсем.
Матрена :
Ты, Марфушечка, садись да отдохни, а я народу ярмарочному загадки загадаю.
Слушайте внимательно, отгадки называйте громко да четко.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный… ( Ответ: платок.)
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую… ( Ответ: гармошку.)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… ( Ответ: лапти.)
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная… ( Ответ: ложка.)
Матрена :
Ну что, Марфушечка, отдохнула? Пора нам домой возвращаться, да с вами, дорогие гости, прощаться. Много было игр сегодня народных, забавных да веселых. Вы их не забывайте, в группе да на прогулке в них играйте.
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура! (В. Берестов)
Матрена и Марфушечка провожают дошкольников в группу.