Ирина Сафонова
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Поэтому, очевидна необходимость работы педагога с детьми по ознакомлению с русскими народными сказками.
Творческий проект
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Тема: Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Возрастная группа : старшая группа МБДОУ № 47 д. Кривцово, Солнечногорский р-он
Авторы: воспитатель Сафонова Ирина Владимировна, дети старшей группы, родители.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: среднесрочный (12.10.18 – 30.04.19).
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Сказка учит нас любить…
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека; близка его мышлению, представлению.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- обобщение знаний детей о прочитанных сказках
- приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
- формирование и развитие нравственных качеств у детей
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
- закрепить и расширить знания детей о сказках;
- формировать представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других;
- способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
- продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы : участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
Воспитатель : осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.
Музыкальный руководитель: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.
Проект осуществлялся в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в условиях реализации ФГОС ДО, «Закона об образовании» от 29.12.12.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
I этап. Подготовительно-информационный:
- вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- нформирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту.
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
- сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
- совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».
- конкурс поделок «Наши сказки»
- Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр). Тематические альбомы.
- Акция «Подари книгу детскому саду»
II этап. Практическо - познавательный :
- создание мини – библиотеки по сказкам.
- беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки».
- отгадывание загадок о сказочных героях.
- рассказы детей о посещении театров.
- НОД «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
- заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей.
- работа со сказкой «Репка».
- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- совместная деятельность дома, нарисовать рисунок «Любимая сказка». Консультации для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
- мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома» (ежедневно, тренинги, ситуативное общение.
III этап - заключительный.
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- оформление выставки «Наши любимые сказки»;
- оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;
- показ инсценировки сказки «Заяц-портной»;
- мини-музей «Наши любимые сказки»;
- презентация проекта
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети должны:
- понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома».
- чтение русских народных сказок.
-разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- самостоятельное составление сказок.
- рассказывание сказок собственного сочинения.
- иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- загадки о сказках, героях сказок.
- викторина по сказкам.
- посещение выставки «Мои любимые сказки»,
- инсценировка сказки «Репка», «Заяц-портной»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
- беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
- информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки».
- совместная творческая работа с детьми: Изготовление атрибутов для театрального уголка (маски, шляпы).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Дерягина Л. Б. Театральная деятельность в ДОУ., Детство-Пресс, 2014
Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы», - изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, М., 2013
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» - Х. : Фолио, 1996
Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников», - пособие для воспитателей детского сада, М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
«Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т. С., Лабиринт, 2013
ВЫВОД:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.