Ольга Лесникова
Комплексная НОД в подготовительной логопедической группе «В гостях у лесной хозяйки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная непосредственная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе
«В гостях у лесной хозяйки»
Лесникова Ольга Юрьевна
Учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Гурьевска»
Кемеровская область
Публикация «Комплексная НОД в подготовительной логопедической группе „В гостях у лесной хозяйки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Цель: углубление и обобщение имеющихся представлений детей о природе.
Образовательные задачи: расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь между загрязнением почвы и воды;
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, образную память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу;
Коррекционные задачи: развивать фонематических слух; закрепить употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание кроссворда, ребуса, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, физкультминутка, музыкальное сопровождение, решение проблемно-практических ситуаций;
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, театрализованная, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
НОД сопровождается слайдовой презентацией.
Оборудование: мультимедийное оборудование, кроссворд, магнитофон, картинки с изображением деревьев, СD «Волшебство природы», шапочки-маски для драматизации;
для опыта: прозрачный лоток с песком, губка, чернила, пипетка, лейка с водой, шприцы без иглы на каждого ребёнка, Подставка под ёмкость (например, кубик)
Ход: (Дети под музыку входят в музыкальный зал)
Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? А какие праздники вы знаете? А какой праздник, по-вашему, самый любимый, долгожданный? (День рождения)
Сегодня тоже день рождения. А у кого, вы узнаете, разгадав мою загадку.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она огромный шар.
Что это? (Земля)
22 апреля был День Земли. Этот день – напоминание о том, что Земля – наш общий дом, а в доме всегда должно быть чисто, светло и уютно.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. На нашей планете растет лес - вот и заглянем в него, что же там происходит?
Инсценировка «Кто важнее всех в лесу?» : (дети-герои надевают шапочки-маски)
Воспитатель: На поляне, как - то раз, спорили зверята. Кто важнее всех в лесу? Знаете, ребята?
Медведь: Я хозяин леса – медведь! Все знают, что я в лесу самый главный.
Заяц: Как ты, медведь, можешь себя называть хозяином леса? Что ты за хозяин, который спит всю зиму, и не знает, что в его доме делается? Мы, зайцы, самые главные в лесу, везде бегаем, все знаем!
Белка: Мы, белки, быстрые и ловкие! Прыгаем с ветки на ветку. С высоты все видим! Мы в лесу главные!
Дятел: Если бы не я, дятел, плохо пришлось бы лесу! Я деревья защищаю от вредителей! Я самый главный!
Мухомор: Не спорьте, друзья! Все вы нужны лесу, все зависшие друг от друга. Если кто – нибудь из вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто в лесу главный? Прав мухомор? Почему лесу все нужны? А мухи, комары?
Ну что, пойдем с вами в гости в лес? А там нас ждет хозяйка леса. Она много знает о лесе и его обитателях. Но прежде чем отправиться туда, необходимо повторить правила поведения в лесу. Я буду говорить правила, если правильное, то хлопаете, нет – топаете.
Ветки не ломать,
Листья зря не рвать (хлопать)
Цветы рвать,
В венки сплетать (топать)
Шуметь, кричать, аукать,
Громко песни петь (топать)
Лягушек, гусениц, ужей
Нужно гнать из леса (топать)
Чтоб узнать лесные тайны,
Нужно не шуметь (хлопать)
Все животные и растения
Нужны лесу (хлопать)
В лес возьми с собой топор:
Сможешь там разжечь костер (топать)
Мусор не бросай,
За собою убирай (хлопать)
Ну что, готовы? Тогда вперед.
Хозяйка леса (логопед в костюме лесной хозяйки) : Здравствуйте, дети! Я Хозяйка леса. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. Все лесные жители – мои друзья.
- А вы, ребята, о лесе и его обитателях что-нибудь знаете?
Давайте проверим – я спрошу, вы отвечайте!
Да друг друга не перебивайте!
- Богат мой лес и птицы в нем поют и деревья растут. Недавно обхожу свои владения и осматриваю все вокруг меткими глазами. И вот, вижу, на опушке выросли новые деревца. Юные такие, веточки тоненькие, листочки нежные, стройные красавицы в белом сарафане! Догадались? Правильно! Назовите ласково (берёза – берёзка, берёзонька).
- Рядом с березками тянется к солнышку веселое и нарядное в любое время года деревце. Весной оно цветет белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью его ветки будут усыпаны яркими гроздьями ягод – на радость людям и пернатым (рябина).
- И как верный страж рядом шелестит листьями могучий лесной богатырь : даже в сильные ураганы он крепко «стоит» на земле. А плодами его любят лакомиться кабаны (дуб).
- Четвертое деревце самое маленькое, никто не пугает, а оно все дрожит и дрожит.
- Сколько деревьев выросло на лесной опушке? Помните какие? Найдите их среди других.
Хозяйка леса : Скажите, что растёт в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а морковь, капуста, лук растет в лесу? – Почему? (потому что это овощи, они в лесу не растут)
Хозяйка леса : Лес – это дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор.
Музыка леса. (Пение птиц)
А еще…
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы.
Что смогли услышать вы?
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку леса, а потом расскажем Хозяйке леса, что мы услышали?
(Включается диск «Волшебство природы», дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Воспитатель: Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Воспитатель: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки).
-В лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними.
Хозяйка леса : Лес – это дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Мои друзья, у меня есть заветное место в лесу, а что это за место вы узнаете, решив мой кроссворд, для этого отгадайте загадки, а ответы впишите в нужные строчки (на слайдах показаны отгадки – животные и пиццы)
Загадки
Пестра, короткохвоста,
На ушах – красивые кисточки.
Что за кошечка такая? (Рысь)
Это хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее … (Сорока)
Этот ловкий зверь
Ловит рыбу,
Портит у бобров плотину,
И катается с кручины. (Выдра)
За синие крылья она так зовется.
И в холод, и в зной ей так звонко поется.
В рубашечке желтой,
И впрямь невеличка.
И как же ее назовешь ты? (Cиница)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут ее (Лиса)
Пестрая крикуша,
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (Утка)
Воспитатель: Ребята, что такое родник? А как еще можно сказать? А как еще называют родник? Вы узнаете, если составите слово из первых звуков названий картинок.
(Ребус - (слайд презентации). Буквы появляются по щелчку мыши после выделения детьми первого звука в названии картинки (источник).
Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, ручейки стекаются в озеро и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Растения пьют воду из-под земли.
( Слайд - звук: Ворона каркает)
Что случилось с родником? (ответы)
Отдыхающие спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор. Потом приходили еще. Со временем воды становилось меньше, мусора больше. Можно ли лесным обитателям пить воду, а собирать грибы, ягоды. Почему нельзя? (Ответы)
Потому что все отходы попадают из почвы вместе с дождем в родник и загрязняют его. А правда ли, что вода загрязняется? (ответы)
Воспитатель проводит с детьми опыт «Загрязнение почвы».
Цель опыта: показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву и как долго она остается загрязненной.
(Насыпать на дно контейнера слой песка, на него положить губки — это почва (губки — ее верхний слой, песок — внутренний). Набрать в пипетку несколько капель чернил и капните на губки.
Воспитатель: Представьте, что на свалку попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком.
(Показывает детям капли чернил, хорошо видные на губках. Кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая. Но вот пошел дождь (полить на губки воду из лейки)
- Что происходит?
- Очистилась ли почва (губки? Исчезло ли ядовитое вещество? Если нет, то куда оно делось?
После этого, дети шприцем пробуют откачать воду из песка
- Какого цвета вода? Почему?
- Представим, что в том месте, где мы брали воду шприцем, находится колодец. Какая в нем будет вода? Можно ли ее пить? А если на этом месте растет яблоня? Можно ли есть ее яблоки?
Воспитатель: Посмотрим, что же будет происходить дальше. Снова пошел дождь (один ребенок поливает «почву» из лейки). Другие дети откачивают воду шприцем. Делаем это до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой (таким образом, все могут поучаствовать в эксперименте). Когда вода станет чистой, это значит, что очистилась и почва.
Воспитатель: Что нужно сделать с мусором? Отвозить в специально отведенные места, где мусор перерабатывают на специальных фабриках и заводах. Пройдет много – много лет, прежде чем, наш источник выздоровеет, и из него можно будет брать воду. И тогда он будет снова красивым.
Дерево, животное, цветок и птица
не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
на планете мы погибнем, как они.
На день рождения в доме наводят порядок, надевают самые лучшие наряды, а в день Земли, как мы можем ей помочь выглядеть красивой, уютной и светлой? Что мы можем сделать в нашем детском саду прямо сейчас?
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря,
Все называется Земля!
Литература:
Крамаренко О., Носова Т., Павлова И. Птицы и нефть. // Обруч, №4 - 2000г.