Шуганова Елена Викторовна
Комплекс занятий изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
]Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за игрой, а управлять её развитием, обогащать её включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребёнка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, телефоном, стулом. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использование одних и тех же предметов. В 4 - 5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии, творчества. Взрослым необходимо знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети из-за дня в день играют в одни и те же «дочки-матери» или «войну», воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребёнок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу планировать и направлять игру.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой. Среди них: «перевертыши», придумывание сказки наоборот, придумывание сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожаленью, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для успешного развития творческого воображения, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.
Я считаю, что предложенные ниже игры будут способствовать эффективному развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Художественное творчество позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому.
Для разработки комплекса занятий был проведен анализ методической литературы.
Задачи комплекса.
1. Знакомство детей с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
3. Создание психолого-педагогических условий работы в группе, способствующих развитию творческого воображения.
При проведении занятий применялись индивидуальная, групповая и фронтальная форма работы. Комплекс включает 13 занятий.
Занятие № 1. «Сказочный дворец».
Цель: Развивать воображение при создании сказочного образа. Учить видеть красоту, изящество, оригинальность формы и деталей дворцов. Расширять представления о сказочных дворцах, замках и домах. Формировать эстетический вкус при ознакомлении с окружающим. Воспитывать интерес к русской культуре.
Материалы: Иллюстрации к сказкам с изображением сказочных дворцов : «Поди,туда - не знаю куда». «По щучьему велению» (худ. Т. Маврина) : «Волшебное кольцо», «Сивка - Бурка» (худ. А. Аземиш) : «По щучьему велению» (худ. М. Беломлинский).
Белая бумага, гуашь, кисти, карандаш, баночки с водой, салфетки.
Занятие № 2. Рисование.
Тема: «Капельки-кляксы нам с детства знакомы».
Цель: познакомить с таким способом изображения, как пятно кляксо-графия; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, глазомер, координацию и силу движений.
Занятие № 3. Коллаж. (2 занятия).
Тема: «В стране Великании».
Цель: дать детям представление о выдуманном сказочном пейзаже; развивать способности и умение детей в графическом изображении человека; формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге громадные растения, птиц, насекомых и др., используя метод коллажа, воспитывать аккуратность.
Материал: Обои, карандаши, краски, фломастеры, пуговицы, кожа, ткань, ленты, фантики, фольга, кисти, клей, ножницы, вода, салфетки.
Предварительная работа: чтение отрывков из книг Д. Свифта «Путешествие Гулливера», Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес».
Занятие № 4. Лепка.
Тема: «Придумай сказку»
Ход занятий : У детей по кусочку пластилина. Ведущий придумывает сказку, демонстрируя её лепкой фигурок. Дети лепят пластическим способом из целого куска. Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек пластилина в руках детей постоянно преобразовывался в новый образ.
Занятие № 5. Конструирование.
Тема: «Сказочный бал».
Цель: Научить детей комбинировать различные материалы, проявлять фантазию, творчество в работе, находить пути достижения цели, пользуясь многообразием методов и средств.
Материал: пластмассовые бутылки разной формы и величины, пластилин,
различный подручный материал (фантики, бусы, пуговицы, разнофактурная бумага, перья и т. п.) иллюстрации с изображением сказочных героев.
Занятие № 6. Рисование.
Тема: «Придумай и нарисуй свою сказку» (2 занятие).
Цель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества. При создании иллюстраций учить передавать характерные особенности сказочных героев. Совершенствовать умение придумывать и выразительно рассказывать сказки. На основе знакомства с русскими народными сказками развивать творческое воображение при создании иллюстраций к своим сказкам.
Материалы: Выставка книг по сказкам, иллюстрированных разными художниками; выставка детских иллюстраций к сказкам; аудиозапись русских народных мелодий и песен.
Занятие № 7. Рисование.
Тема: «Нарисуй свою сказку».
Цель: Совершенствовать умение придумывать и выразительно создавать иллюстрации к сказке. Развивать творческое воображение при создании иллюстраций к своим сказкам.
Занятие № 8. Рисование.
Тема: «Сказочные птицы».
Цель: Формировать эстетические чувства. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы. Учить детей выполнять изображения, используя выразительные средства (основные цвета и их оттенки).
Материалы: Детские книги с иллюстрациями, открытки с изображением хохломской и городецкой росписи.
Белая бумага, гуашь (или акварель, кисти.
Занятие № 9. Аппликация.
Тема: «Деревья, которые растут на других планетах».
Цель: Развивать у детей навыки и умения в работе с бумагой. Научить способам сминания, отрывания, отщипывания, обрывания, разрезания, составлять композиции. Учить создавать, новое необычное. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Занятие № 9.
Тема: «Придумыши».
Цель: Учить создавать новое, необычное.
Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Занятие № 10. Рисование.
Тема: «Несуществующее животное».
Цель: Развитие творческого воображения и фантазии. Данная техника построена на агглютинации (склеивании).
Занятие № 11. Рисование.
Тема: «Кляксы».
Цель: Развивать фантазию, восприятие, образное мышление.
Следующие занятие проводится в игровой форме.
Занятие № 12. Лепка.
Тема: «Чудо-юдо».
Цель: Развивать ловкость, точность движений рук и пальцев. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру в движении, формировать чувство композиции. Развивать воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Формировать речь.
Занятие № 13. Аппликация.
Тема: «Деревья, которые растут на других планетах».
Цель: Развивать способности и умение детей создавать пейзаж с помощью аппликации. Формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге фантастические деревья.