Елена Баранова
Комплекс занятий для детей, поступающих в ДОУ «Маленькие шажки к познанию мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1 (1-3)
Оборудование: коробка с крышкой; небольшие предметы разной формы и разного цвета, удобные для захватывания (пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек, мячик, матрешка) или игрушки-пищалки.
I. Приветствие
Педагог-психолог: (П) Посмотри, кто это? (Утенок.) Какой он красивый! Он хочет с тобой поиграть!
II. Развитие мелкой моторики
Сжимание и разжимание пальчиков рук.
Игра «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи!»
Ребенок сжимает и разжимает игрушку-пищалку, а взрослый приговаривает: «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи».
Публикация «Комплекс занятий для детей, поступающих в ДОУ „Маленькие шажки к познанию мира“» размещена в разделах
III. Развитие предметно-манипулятивной деятельности, зрительного и тактильного восприятия
Игра «Что в коробке?»
Педагог-психолог: Давайте посмотрим, что в коробочке? (Ребенок достает из коробки игрушку или предмет.) Какая красивая игрушка! Что ты достал из коробки? (Матрешку.)
Ребенку дается возможность потрогать, рассмотреть каждую игрушку.
При необходимости педагог-психолог помогает ребенку, если у него что-то не получается.
Занятие заканчивается складыванием игрушек в коробку.
На каждом из двух последующих занятий игрушки заменяются другими.
IV. Релаксационное упражнение
Включается колыбельная музыка. Малышу предлагается лечь на мягкое покрытие. Некоторым детям требуется, чтобы их взяли на руки, тогда педагог-психолог гладит их, качает на руках.
Занятие № 2 (4-6)
Оборудование: сухой бассейн с шариками четырех основных цветов, игрушка Птичка, пирамидки, состоящие из 4 колец.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, какая птичка пришла к тебе в гости! Она говорит: «Здравствуй, !». Поздоровайся с ней! (Ребенок здоровается.) Хочешь погладить ее? (Ребенок гладит игрушку, трогает ее.)
II. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Птички прилетели»
Педагог-психолог:
Прилетели птички,
Птички-невелички.
Сели птички, посидели
И опять полетели.
(Дети поднимают и опускают пальцы рук в соответствии с ритмикой стиха.)
III. Развитие предметно-манипулятивной деятельности
Игра «Собери пирамидку»
Цели игры:
• научить воспитанников собирать и разбирать пирамидку из 3-5 колец, выполнять простые действия;
• развивать координацию движений рук;
• обогащать сенсорный опыт ребенка.
Педагог-психолог: Посмотри, как я разберу и соберу пирамидку.
Действия ребенка выполняются с учетом размера и цвета колец пирамидки.
Игра повторяется 2-3 раза по показу взрослого.
IV. Развитие зрительного и тактильного восприятия
Игра «Дай мне шарик!»
Знакомство малыша с сухим бассейном. Ребенку дается возможность рассмотреть бассейн, потрогать разноцветные шарики, полежать на них, попрыгать в бассейне.
Педагог-психолог: Как много здесь шаров! ___, дай мне вот такой шарик! (Педагог-психолог показывает ребенку шарик желтого цвета (зеленого, красного, синего, ребенок находит такой же шарик из множества шариков).
Занятие № 3 (7-9)
Оборудование: кукла Зайчик из кукольного театра бибабо, тазик с водой, полотенце или салфетка, зеркало, коробка с шариками трех цветов, три пустые коробки для раскладывания шариков.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, какой Зайчик к тебе пришел! Зайчик здоровается с тобой: «Здравствуй, !». (Зайчик протягивает лапку ребенку, ребенок здоровается.)
II. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Потешка «Водичка, водичка!»
Педагог-психолог: Посмотри, Зайчик принес тебе тазик, а там что? (Вода.) Давай поиграем с водичкой.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения.
После игры ребенок вытирает руки полотенцем или салфеткой.
III. Развитие зрительного восприятия
Игра «Сложи шарики по цвету»
Ребенку предлагается коробка с шариками ( 6-9 шариков: 2-3 шарика красного цвета, 2-3 – желтого, 2-3 – зеленого).
Педагог-психолог: Посмотри, какая коробка! Хочешь узнать, что в ней? (Ребенок заглядывает в коробку, в ней - шарики. Педагог-психолог берет в руки красный шарик и говорит: «Дай мне такой же!». Ребенок дает шарик красного цвета.)
Аналогично проводится игра с шариками зеленого и желтого цветов.
Педагог-психолог: Положи такой (красный) шарик в свой домик (в коробку красного цвета).
Ребенок сортирует шарики, раскладывая их в три разные коробки по цветам.
IV. Развитие игровых действий
Педагог-психолог: Зайчик гладит тебя,! А ты хочешь погладить Зайчика? (Ребенок выполняет предложенное действие.) Аналогичным способом ребенок выполняет другие действия: обнимание, прижимание.)
Педагог-психолог: ___, уложи Зайчика спать (посади Зайчика, погуляй с Зайчиком, попрыгай с Зайчиком и т. д.)
V. Релаксационное упражнение «Улыбка»
(Упражнение выполняется перед настенным зеркалом.)
Педагог-психолог: Посмотри, Зайчик тебе улыбается. Давай тоже улыбнемся Зайчику!
___, какой (ая) ты добрый (ая, хороший (ая) мальчик (девочка!
Занятие № 4 (10-12)
Оборудование: игрушка Сорока, две матрешки, аквариум.
I. Приветствие
Педагог-психолог: Посмотри, кто к тебе пришел! (Психолог вносит игрушку Сороку). Это Сорока-белобока! Сорока говорит тебе: «Здравствуй, !» (Ребенок здоровается с игрушкой.) Она хочет с тобой поиграть!
II. Развитие мелкой моторики
Потешка «Сорока»
Педагог-психолог:
Сорока, сорока,
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он мал!
Ребенок водит пальцем правой руки по ладони левой руки, загибает поочередно каждой палец руки, кроме мизинца.
III. Развитие зрительного и слухового восприятия
Игра «Разбери и собери матрешку!»
Педагог-психолог: Сегодня к тебе в гости пришли две матрешки. Какие нарядные, красивые! Они тебе нравятся? (Да.) Давай поиграем с ними! (Взрослый встряхивает матрешку.) Послушай, там что-то шумит! Давай посмотрим! (Педагог раскрывает пирамидку и показывает другую, среднюю, матрешку.) Это большая матрешка, а это ее подружка поменьше! Покажи, где большая матрешка? А где поменьше? (Ребенок показывает, педагог-психолог снова встряхивает матрешку.) Там опять что-то шумит! (Раскрывает среднюю матрешку, достает маленькую.) А это их маленькая подружка! Покажи, где маленькая матрешка? (Ребенок показывает.)
Педагог-психолог: Покажи, где большая матрешка?. А где поменьше?. А где маленькая матрешка?.
(Педагог-психолог предлагает ребенку разобрать самостоятельно вторую матрешку. Ребенок разбирает матрешку.)
Педагог-психолог: Матрешки хотят спрятаться! Давай их соберем в одну! (Педагог-психолог показывает собирание матрешки, ребенок повторяет по образцу.)
IV. Релаксация
Педагог-психолог предлагает ребенку в течение 2-3 мин рассмотреть движения пузырьков воды в аквариуме. Используется музыкальное сопровождение.
Занятие № 5 (13-15)
Оборудование: палочки двух цветов, дорожки с камушками, с песочком.
I. Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуй,! (Ребенок отвечает на приветствие.) Я рада тебя видеть! Давай поиграем!
II. Пальчиковая игра «Ладушки»
Педагог-психолог:
Ладушки, ладушки,
Где были? - У бабушки!
Что ели? - Кашку!
Что пили? - Простоквашу!
Каша сладенькая,
Каша масленая!
На голову сели
И полетели!
III. Развитие предметно-манипулятивных действий.
Игра «Сложи фигурку!»
Педагог-психолог: Посмотри, ___, какие палочки! Хочешь с ними поиграть? (Да) Посмотри, я сложу из палочек молоточек! (Педагог показывает прием выкладывания молоточка.) Вот молоточек! Что это? (Молоточек.) Хочешь сам сложить молоточек? (Ребенок выкладывает молоточек по образцу взрослого.)
Аналогично выкладываются окошечко и домик.
IV. Развитие действий. Развитие тактильных ощущений. Обогащение сенсорного опыта ребенка. Активизация словаря
Игра «Пройди по дорожке!»
Цели: стимуляция рецепторов стопы, работы внутренних органов, получение оздоровительного эффекта, положительного эмоционального отклика.
Ребенок и педагог-психолог идут в сенсорную комнату.
Педагог-психолог: ___, давай погуляем! Смотри, какая дорожка! На ней камушки. Присядь, потрогай камушки! (Ребенок приседает и трогает камушки.) Смотри, это большие камушки! Покажи большие камушки! (Ребенок показывает.) Это какие камушки? (Большие.)
Аналогично со словами: маленькие, холодные.
После беседы ребенок проходит по дорожке с камушками.
Аналогично с другой дорожкой (с песочком).
Занятие № 6 (16-18)
Оборудование: игрушка Кошка, конструктор.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто к нам пришел? (Показывает игрушку Кошку.) Кто это? (Ребенок отвечает.) Киска говорит: «Здравствуй,! Меня зовут Мурка!». (Взрослый показывает, как кошка трется о ребенка.) Поздоровайся с Киской! (Ребенок здоровается.)
II. Развитие тактильных ощущений. Развитие эмоций
Игра «Моя киска»
Педагог-психолог: Киска просит: «Погладь меня, !». (Ребенок гладит Кошку.) Обними меня,! (Ребенок обнимает Киску.)
Аналогично выполняются другие действия.
Педагог-психолог: Киска говорит: «Спасибо,! Мурр! Мяу!» Как говорит киска? (Ребенок называет звукоподражание.)
III. Развитие предметно-манипулятивной деятельности
Игра «Сложи фигурку!»
Цель: учить складывать целое из двух частей с учетом цвета.
Педагог-психолог: Посмотри, ___, какой конструктор! Хочешь в него поиграем! Посмотри, как я сложу домик для нашей Киски. Я беру красный кубик и красную крышу. Я кладу крышу на кубик. ___, что у меня получилось? (Домик.) Сложи сама домик для нашей Мурки! (Ребенок самостоятельно собирает домик.)
Аналогично складывается рыбка для Мурки.
IV. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Наш малыш»
Пальцы согнуты в кулачок. Ребенок и взрослый по очереди разгибают их, начиная с большого, приговаривая:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
Занятие № 7 (19-21)
Оборудование: игра «Почтовый ящик», мозайка, игрушка Обезьянка.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто к нам пришел? (Показывает мягкую игрушку Обезьянку.) Кто это? (Ребенок отвечает.) Обезьянка говорит: «Здравствуй, Роберт!» (Взрослый показывает, как обезьянка радуется ребенку, прыгает.) Поздоровайся с Обезьянкой! (Ребенок здоровается.) Улыбнись ей! Обними ее!
II. Развитие эмоций
Игра «Рожицы»
Педагог-психолог: Наша обезьянка очень веселая. Она любит строить смешные рожицы. Посмотри, как она это делает. (Педагог-психолог и ребенок сидят перед настенным зеркалом, взрослый строит рожицы и побуждает повторить за ним, малыш повторяет.) Тебе понравилось играть с Обезьянкой? Скажи Обезьянке «спасибо»!
III. Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия. Развитие конструктивной деятельности. Активизация словаря
Игра с мозаикой
Педагог-психолог: Это мозаика. С ней можно играть. Посмотри, как я сложу красивый узор. (Выкладывает узоры, используя мозаику двух, трех или четырех основных цветов. Ребенок складывает узор по образцу.)
Педагог-психолог: Покажи, где красная (синяя, зеленая, желтая) мозаика? (Ребенок показывает.) Это какая мозаика? (Ребенок называет цвета.)
IV. Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики
Игра «Почтовый ящик»
Взрослый предлагает ребенку объемные геометрические фигурки (кубик, шарик, призму, кирпичик) и доску Сегена.
Педагог-психолог: Посмотри, ___, какие фигурки! Потрогай их! Смотри, какой ящик! В нем дырки. Давай спрячем фигурки в ящик, найдем нужную дырку! (Ребенок отыскивает нужное отверстие и опускает в него фигурку.)
Занятие № 8 (22-24)
Оборудование: кубики 4 цветов разного размера, игрушка Мишка.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто к нам пришел? (Показывает мягкую игрушку Мишку.) Кто это? (Ребенок отвечает.) Мишка говорит: «Здравствуй, !». Поздоровайся с Мишкой! (Ребенок здоровается.) Улыбнись ему! Обними его!
II. Развитие эмоций. Развитие тактильных ощущений. Активизация словаря
Игра «Мишка косолапый»
Педагог-психолог: ___, Мишка шел к тебе в гости, вот так! (Показывает, как Мишка шел вперевалочку.) Покажи, как Мишка шел к тебе! (Ребенок показывает, ходит вперевалочку.) Он устал. Пожалей Мишку! (Ребенок обнимает Мишку.)
Педагог-психолог: Мишка пускай отдохнет, а мы расскажем ему стишок:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою топ.
III. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
Педагог-психолог:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики! (пальчики обеих рук касаются друг друга).
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчики обеих рук касаются друг друга)
Начинай считать опять!
IV. Развитие конструктивных функций. Развитие зрительного восприятия
Игра «Построй башенку!»
Цели:
• продолжать учить детей различать величину предметов;
• учить располагать предметы по их уменьшению;
• закрепить знание основных цветов.
Педагог-психолог: Посмотри, ___, какие кубики! Покажи, где самый большой кубик? (Ребенок показывает.) А где кубик поменьше? А где самый маленький кубик? Посмотри, как я построю башенку из кубиков! (Педагог-психолог из кубиков четырех цветов разного размера строит башенку, ребенок повторяет по образцу, в случае затруднения взрослый помогает ему и просит сложить башенку снова.)
Занятие № 9 (25-27)
Оборудование: игрушка Черепашка, 5 кубиков разного размера 4 цветов, мыльный раствор в тазике, трубочки-соломинки.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто к нам пришел? (Показывает мягкую игрушку Черепашку.) Кто это? (Ребенок отвечает.) Черепашка здоровается с тобой: «Здравствуй, !». Поздоровайся с Черепашкой! (Ребенок здоровается.) Улыбнись ей! Обними ее!
II. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Черепашка и Степашка»
Педагог-психолог: Черепашка хочет послушать стишок. Расскажем ей стишок, ___?
По дорожке наш Степашка
Как шагает! Как идет! (Пальчики «идут» быстро по столу.)
По дорожке черепашка
Очень медленно ползет. (Пальчики «идут» медленно по столу.)
Не догонит черепашка
Нашего Степашку!
(Ребенок делает самомассаж кистей рук, повторяя движения за педагогом).
III. Развитие предметно-манипулятивных функций. Развитие конструктивных функций. Активизация словаря
Игра «Построй башенку!»
(Используются кубики пяти величин и четырех цветов).
Педагог-психолог: Посмотри, ___, у нас сегодня другие кубики! Их принесла нам Черепашка. Покажи, где самый большой кубик? (Ребенок показывает.) Это какой кубик? (Большой.) А где кубик поменьше? А где еще меньше? А где самый маленький кубик? Это какой кубик? (Маленький). Посмотри, как я построю башенку из кубиков! (Взрослый из кубиков четырех цветов пяти разных размеров строит башенку, ребенок повторяет по образцу, в случае затруднения педагог помогает ему и просит сложить башенку снова.) ___, покажи красный кубик. (Ребенок показывает.) Это какой кубик? (Красный.)
Аналогично с другими цветами.
IV. Развитие дыхания
Игра с водой «Маленькие пузырьки»
Цели: учить дуть в трубочку, развивать плавное дыхание.
Педагог-психолог: ___, мы сейчас с тобой будем делать разноцветные пузыри! Вот вода. Вот трубочка. Смотри, я опущу трубочку в воду и подую в трубочку! Вот так! (Взрослый показывает, как дуть в трубочку, в тазике с мыльным раствором появляются пузыри.) Вот тебе трубочка. Дуй в нее тихо, осторожно. (Ребенок дует.) Какие у тебя красивые пузыри получились!
Занятие № 10 (28-30)
Оборудование: игрушка Курочка из кукольного театра бибабо, мозаика двух цветов, шнурки, дидактические пуговицы, пирамидка, мячик.
I. Приветствие
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто пришел? (Курочка.) Как Курочка кричит? (Ко-ко) Поздоровайся с Курочкой! (Ребенок здоровается.)
II. Развитие коммуникативных качеств. Активизация словаря
Педагог-психолог: ___, расскажи Курочке стишок про нее!
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
III. Развитие конструктивных функций. Развитие зрительного восприятия
Игра с мозаикой «Курочка и цыплята»
(Педагог-психолог показывает ребенку белую мозаику, 1 большую фигурку.) Это будет Курочка. (Затем показывает мозаику желтого цвета, 4 маленькие фигурки.) А это будут ее цыплятки. (Психолог показывает, как сделать Курочку и цыплят, и просит ребенка повторить действия.)
IV. Развитие мелкой моторики. Активизация словаря
Игра со шнурочками разного цвета, с кольцами от большой напольной пирамиды, с большими дидактическими пуговицами.
Педагог-психолог показывает, как нанизывать на шнурки кольца, пуговицы.
Педагог-психолог: ___, этот шнурок какого цвета? (Красного.) Эта пуговица какого цвета? (Синего и т. д.)
V. Развитие игровых действий. Заучивание стихотворения
Педагог-психолог (показывает малышу мяч) : Смотри, какой красивый мяч! Давай поиграем с ним! Похлопай по нему ладошками, покатай его!
Взрослый читает потешку:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду ты со мной!
Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо с тобой играть!
Занятие № 11 (31-33)
Оборудование: краски 3-4 цветов, вода в стаканчике, игрушка Зайчик, доска Сегена.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Смотри, ___, кто к нам пришел! Это Зайчик! Поздоровайся с ним! (Ребенок здоровается.) Погладь его! Обними его! Пожми ему лапку! (Ребенок выполняет действия.)
II. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Домик»
Педагог-психолог: Смотри, Зайка какой грустный. У него нет домика, ему негде жить. Давай построим Зайке домик!
Мы построим зайке дом!
Крышу сделаем на нем!
Пусть живет там зайка,
Зайка-попрыгайка!
III. Развитие зрительного и тактильно-кинестетического восприятия. Активизация словаря
Игра «Замечательная коробка»
Педагог-психолог показывает ребенку деревянную коробку с отверстиями разной формы и соответствующие предметы к ней (треугольная призма, кубик, цилиндр, объемная звездочка, палочка – прямоугольная призма).
Цель: учить соотносить по форме объемные предметы с аналогичными отверстиями в коробке.
Педагог-психолог: Это кубик. Что это? (Кубик.) Найди в коробке дырку, в которую можно опустить кубик. Спрячь кубик! (Ребенок находит нужное отверстие.) Молодец, ___, спрятал кубик!
IV. Развитие мелкой моторики. Рисование красками
Педагог-психолог показывает малышу, как рисовать, накладывать пальчиками краску на бумагу. Ребенок повторяет.
Занятие № 12 (34-36)
Оборудование: игрушка Гусь, палочки основных цветов, сухой бассейн.
I. Приветствие. Развитие коммуникативных качеств
Педагог-психолог: Посмотри, ___, кто к нам пришел? (Показывает игрушку Гуся). Кто это? (Ребенок отвечает). Гусь говорит: «Га-га-га! Здравствуй, !». (Взрослый показывает, как гусь вертит шеей, вытягивает ее, приветствуя ребенка.) Поздоровайся с Гусем! (Ребенок здоровается.) Как Гусь гогочет? (Га-га-га)
II. Активизация словаря
Потешка «Гуси»
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут,
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси:
«Га-га-га-га!».
III. Развитие конструктивных функций. Конструирование из палочек
Педагог-психолог: Давай покормим гусей! А из чего наши гуси будут есть? У нас нет корытцев. Давай их сделаем! Сначала мы сделаем вот такое корытце! (Взрослый выкладывает из палочек красного цвета квадрат.) Сделай такое же! (Ребенок выполняет.) Корытце какого цвета? (Красного.)
(Аналогично строятся другие формы, параллельно закрепляются основные цвета.)
IV. Релаксационное упражнение
Педагог-психолог: Давай сейчас пойдем в бассейн, возьмем с собой Гуся! Отдохнем! (Используется сухой бассейн.)
Сначала Гусь кладется в бассейн. Ребенок смотрит, как он «плывет». Затем малышу предлагается попрыгать на шариках, поиграть с ними, зарыться в них с головой, а потом просто полежать на них с закрытыми глазами.
Список использованной литературы
1. 1. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. – Ярославль, 1996.
2. 2. Колов Г. Г. Сенсорное воспитание. – М. : АРКТИ, 2006.
3. 3. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. – М. : Просвещение, 2003.
4. 4. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. – М. : Мозаика-Синтез. 2000.
5. 5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие. – М. : Мозаика-Синтез. 2000.
6. 6. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.
7. 7. Роньжина А. С. занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. : Мозаика-синтез, 2003.
8. 8. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики. М. : Мозаика-Синтез, 2001.