Оксана Матвиенко
Комплекс упражнений с песком в рамках коррекционно-развивающей программы работы с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Средства и методы рисования песком развивают произвольное внимание, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством снимать накопившееся напряжение, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка. Неординарный подход в организации занятий по развитию творческого мышления важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Публикация «Комплекс упражнений с песком в рамках коррекционно-развивающей программы работы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Новизной и отличительной особенностью является использование метода «Sand Аrt»-метод рисования песком в развитии зрительно-моторной координации, произвольного внимания, речи, творческого воображения, детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
- Развитие воображения, творческого мышления.
- Развитие высших психических функций.
- Развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).
- Развитие пространственного восприятия и чувства симметрии.
- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим “Северное сияние”.
2. Чистый белый песок.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Материалы для рисования:
• Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
• Использование массажного мяча
• Использование ситечка
• Использование трафаретов
• Использование трубочки (выдувание рисунков)
• Использование декоративных украшений (камни, палочки)
• Использование кистей
Способы засыпания рабочего стола:
• просеивание (сквозь пальцы)
• расхлопывание ладошкой
• дождик (сыпем из кулачка)
• торнадо (сыпем из двух кулачков)
• волна
Техника рисования песком (основные приёмы):
• Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
• Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
• Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
• Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
Особенности в работе с песком на световых столах:
• Рисование отличается простотой
• Песочное рисование это – КРАСОТА!
• Пластичность
• Уменьшение стресса
• Воздействие светом, цветом, музыкой
Правила поведения в песочнице
• Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
• Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
• После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
• После игры в песке надо помыть ручки.
Тематический план работы с песком с детьми младшего дошкольного возраста.
январь 3 неделя - Упражнение "Здравствуй, песочек"
Психолог: сегодня мы познакомимся с песком.
1. Коробка с манкой (песком)
Ребенок различными способами дотрагивается до песка.
Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем
тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давай с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушай… Он с тобой здоровается. Ты слышишь? …Плохо слышишь,
потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым
пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Ты слышишь, как он смеется?.
2. Кинетический песок
Психолог: Возьми песок в руки. Давай его погладим, покатаем. Какой песок? (сухой, мягкий). Давай с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!". А он умеет принимать разные формы, давай слепим звездочку. Хорошо, что мы слепили?
3. Песочный планшет
Психолог: а на этом песке можно рисовать красивые узоры (показывает, его нельзя раскидывать, нужно аккуратно и бережно рисовать пальчиками: вот так (рисует облако и пару снежинок). Нарисуй и ты снежинки.
Январь 4 неделя Упражнение «Кто что ест»
Описание: на песочном планшет проведи дорожки от домашнего животного к его еде – что он кушает?
Февраль 1 неделя Упражнение «Угости зайчика»
Описание: Зайчик любит кушать что? (показывает капусту и морковь). На песочном планшете одновременно проведи дорожки от морковки и капусты к зайчику.
Февраль 2 неделя Упражнение «Проводи зверя домой»
Описание: Зайчик где живет? (показывает лес). А собачка где живет? (показывает дом). На песочном планшете по трафарету проводи зайчика, а потом собачку домой. Посмотри какие тропинки у нас получились. Какая тропинка получилась у зайчика (длинная, а какая у собачки (короткая).
Февраль 3 неделя Упражнение «Пятна у жирафа»
Описание: На песочном планшете нарисован жираф без пятен.
Психолог: жираф растерял все свои пятна, давай мы ему их дорисуем сначала одной рукой, затем другой.
Февраль 4 неделя Упражнение «Дорога для машины»
Описание: На песочном планшете по трафарету графомоторной дорожки, ребенок должен нарисовать путь машины. Затем машины расположены в противоположных сторонах, нужно одновременно нарисовать им путь по дороге двумя руками.
Март 2 неделя Упражнение «Нарисуй шнурок»
Описание: ребенка просят на песочном планшете нарисовать шнурок сначала одной рукой, потом другой, а затем двумя.
Март 3 неделя Упражнение «Птичьи следы».
-Птицы поклевали зернышки и отправились на прогулку. Давайте посмотрим на песочек и рассмотрим их следы. Попробуем нарисовать такие же.
Дети рисуют на песке следы по образцу.
Март 4 неделя Упражнение «Солнышко»
Описание: на песочном планшете нарисуем солнышко
Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг,
Пусть на белом свете – ярче солнце светит.
На детей и на цветы, смотрит солнце с высоты!
Чтоб росли скорее, их теплом согреет!
Март 5 неделя Игра «Укрась тарелку»
Описание: Психолог просит нарисовать и украсить тарелку на песочном планшете (по примеру).
Апрель 1 неделя Упражнение «Солнышко»
Описание: на песочном планшете нарисуем солнышко
Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг,
Пусть на белом свете – ярче солнце светит.
На детей и на цветы, смотрит солнце с высоты!
Чтоб росли скорее, их теплом согреет!
Апрель 2 неделя Задание «Нарисуем мы яичко»
Описание: на песочном планшете нарисуем яйцо сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками.
Апрель 3 неделя Задание «Дорога для Петушка»
Описание: на песочном планшете по трафарету графомоторной дорожки ребенок провожает Петушка домой.
Апрель 4 неделя Упражнение «Нарисуем Репку»
Описание: на песочном планшете просим нарисовать репку сначала одной рукой, потом другой, а после двумя руками.
май 1 неделя Упражнение «Домик для улитки»
Описание: На песочном планшете ребенка просят нарисовать домик улитке.
Просит слизень
«На спине нарисуй-ка домик мне
С печкой и калиткой –
Стать хочу улиткой
Я куда ни поползу
Дом с собою заберу
Чуть кто на дорожке
Спрячу в домик рожки».
Май 2 неделя Упражнение «Солнышко»
Описание: на песочном планшете нарисуем солнышко
Нарисуем желтый круг, после лучики вокруг,
Пусть на белом свете – ярче солнце светит.
На детей и на цветы, смотрит солнце с высоты!
Чтоб росли скорее, их теплом согреет!
Список литературы
• Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
• Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
• Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
• Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
• Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с
задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
• Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.