ЕкатеринаЩербина
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Комплекс упражнений для совершенствования голосо - речевых навыков».
Учитель-логопед Щербина Е. Б.
2016г.
14слайд 1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "сту-пенькой является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения : встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с., а затем осуще-ствляем вдох через нос и выдох через рот.
Публикация «Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем уд-линяем выдох до 10 и 15.
3) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахо-ждения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечево-го пояса, живота были расслаблены.
15 слайд. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:
1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз"; 5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".
16 слайд 5) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворо-тами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.
17 слайд 6) Упражнения основного комплекса органично дополняет ком-плекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заклю-чается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; ак-тивизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой включают следующие реко-мендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - ре-зультат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естествен-ный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упраж-нения :
"Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сде-лать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.
"Тянем канат" - исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.
"Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные сто-роны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.
18 слайд 7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы пред-лагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми:
Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем малень-ком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу, смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу, светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку, высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз, играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п, которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую, язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа, язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).
19 слайд 8) Для развития силы голоса мы предлагаем произносить звук [у], имитируя различные ситуации:
• гудит пароход, который находится далеко в море;
• гудит пароход, который стоит у причала;
• свистит паровоз, который подходит к станции;
• свистит электричка, которая проносится мимо станции.
20 слайд Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных ору-дий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая ок-рашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения :
"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произно-ся дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя вы-соту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора
"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким
"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж:седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по сту-пенькам.
22слайд Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс :
прочитать скороговорку: " Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
• вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
• вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой бе-седе.
• вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
• вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:
• поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
• прибавляет ход: туктуктуктуктук:
• мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики. так-чики:
• замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:
11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необ-ходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализа-тора : хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Да-лее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной сторо-ны речи:
Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.
Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:
Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?
Проворонила ворона вороненка?
Около колодца кольцо не найдется?
Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией во-проса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:
Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной
Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.
Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался :
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А. К. Толстой.
Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения: "Уля ли я ли? Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?".
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Тре-буется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные уп-ражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обра-титься к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упраж-нений поможет воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые воз-можности, что повысит эффективность их работы.
Рекомендуемая и использованная литература:
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де-тей. - М., 2005-192c.
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч. 2 - М., 1988 - 280с.
3. Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев, 1984-165c.
4. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстрой-ствах голоса - М., 1961-51c.
5. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.
6. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-319c.
7. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных на-рушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990-21c.
8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.
9. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.
10. Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.
11. Пекерская Е. М. Вокальный букварь - М., 1996 - 126с.
12. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005-160c.