Наталия Владимировна Белоусова
Комплекс тематических заданий тифлопедагога воспитателям средней группы для работы с детьми в «коррекционный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс тематических заданий тифлопедагога воспитателям средней группы для работы с детьми в «коррекционный час»
Тема : «Овощи».
1. Зрительная гимнастика «Стручки гороха».
Раскололся тесный домик - Моргают глазками
На две половинки - Переводят взор влево, вправо
И посыпались оттуда - Переводят взор вверх, вниз.
Бусинки-дробинки - Закрывают глаза
(повторить 2-3 раза)
2. Пальчиковая гимнастика «Огород»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В огород мы пойдем -Указательным и средним пальцами «ходят» по
Много овощей найдем. столу.
Вот-огурец-зеленый молодец, -Поочередно сгибают пальцы
Вот лучок, желтенький бочок,
Красный помидор, -Разжимают кулак,растопырив пальцы
Белая капуста
Чтобы не было в корзине пусто. (повторить 2-3 раза)
3. Физкультурная минутка «Красная морковка».
У морковки красный нос -Ходят по кругу,показывают длину носа
Глубоко он в землю врос -Приседают.
А зеленый хвост снаружи, -Встают, высоко поднимают руки
Нам зеленый хвост не нужен.
- Руки на поясе, качают головой вправо, Нужен только красный нос, влево.
Он витаминами оброс - Ходьба на месте.
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Покажи и назови»
Цель: продолжать учить узнавать и называть овощи: лук, морковь, огурец, помидор, капуста, репа; учить соотносить реальный предмет с цветным и силуэтным изображением; закреплять обобщающее слово «овощи»; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию.
2. Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить обследовать предметы на ощупь, узнавать и называть их (овощи); развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
3. Д/упражнение «Узнай на вкус»
Цель: продолжать учить детей узнавать овощи на вкус; развивать вкусовое восприятие; активизировать фиксацию взора.
4. Д/упражнение «Нарисуем овощи»
Цель: продолжать учить рисовать овощи с помощью трафарета- линейки (помидор, морковь, огурец); закреплять знание геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Цветов – красный, зелёный, синий, желтый,познакомить с оранжевым цветом; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, прослеживание; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
5. Д/игра «Разрезные картинки» (овощи)
Цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать целостность восприятия.
Тема : «Фрукты».
1. Зрительная гимнастика ««Стручки гороха».
Раскололся тесный домик - Моргают глазками
На две половинки - Переводят взор влево, вправо
И посыпались оттуда - Переводят взор вверх, вниз.
Бусинки-дробинки - Закрывают глаза
(повторить 2-3 раза)
2. Пальчиковая гимнастика «Яблоко»
Яблоко спелое, красное, сладкое, Дети выполняют прикосновение большого пальца
Яблоко сочное, с кожицей гладкою, поочерёдно к кончикам остальных правой, затем
Яблоко я пополам разломлю, левой рукой одновременно с проговариванием
Яблоко с другом своим разделю. текста. Прикосновение выполняется в рифму под
каждое слово.
3. Физкультурная минутка «Сели – встали, сели - встали».
Сели – встали, сели – встали. Движения по тексту.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
и подскоки делать стали.
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Покажи и назови»
Цель: продолжать учить узнавать и называть фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин; учить соотносить реальный предмет с цветным и силуэтным изображением; закреплять обобщающее понятие «фрукты»; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию.
2. Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить обследовать предметы на ощупь, узнавать и называть их (фрукты); развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
3. Д/упражнение «Узнай на вкус»
Цель: продолжать учить детей узнавать фрукты на вкус; развивать вкусовое восприятие; активизировать фиксацию взора.
4. Д/упражнение «Нарисуй по трафарету фрукты»
Цель: продолжать учить рисовать фрукты по внутреннему трафарету; закреплять знание цветов – красный, жёлтый, зелёный, продолжать знакомить с оранжевым цветом; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, прослеживание; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
5. Д/игра «Разрезные картинки» (фрукты)
Цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать целостность восприятия. ___
Тема : «Деревья».
1. Зрительная гимнастика «Зажмуривание».
Ход: выполняется сидя, спина прямая. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
2. Пальчиковая гимнастика «Большой палец здоровается со своими братьями»
Ход: упражнение выполняется каждой рукой отдельно. Большой палец прикасается поочерёдно к кончикам остальных, начиная с указательного, при этом приговаривается «здравствуй».
3. Физкультурная минутка «Ветер».
Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в
Закачалось деревцо. одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише, тише» -
Ветер тише, тише, тише. дети приседают, на слова «выше, выше, выше» -
Деревцо всё выше, выше. выпрямляются.
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Покажи и назови»
Цель: продолжать учить узнавать и называть деревья: ель, берёза; учить соотносить цветное изображение с силуэтным и контурным; закреплять обобщающее слово «деревья»; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию.
2. Д/упражнение «Листопад»
Цель: продолжать учить соотносить предметы (листья) по цвету, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, соотнесение; развивать зрительное восприятие, мышление.
3. Д/упражнение «Большие – маленькие»
Цель: продолжать учить сравнивать предметы по величине, закреплять в речи понятия «большой, «маленький»; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, сравнение; развивать зрительное восприятие, мышление.
4. Д/упражнение «Выложи из палочек ель»
Цель: продолжать учить выкладывать из палочек по образцу; активизировать зрительно-моторное взаимодействие руки и глаза, активизировать зрительные функции: фиксацию взора, соотнесение, сравнение; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
5. Д/игра «Разрезные картинки» (ель, берёза)
Цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать целостность восприятия.
Тема : «Осень»
1. Зрительная гимнастика «Зажмуривание».
Ход: выполняется сидя, спина прямая. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
2. Пальчиковая гимнастика «Большой палец здоровается со своими братьями»
Ход: упражнение выполняется каждой рукой отдельно. Большой палец прикасается поочерёдно к кончикам остальных, начиная с указательного, при этом приговаривается «здравствуй».
3. Физкультурная минутка «Ветер».
Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в
Закачалось деревцо. одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише, тише» -
Ветер тише, тише, тише. дети приседают, на слова «выше, выше, выше» -
Деревцо всё выше, выше. выпрямляются.
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
. Экскурсия «Узнай время года»
Цель: продолжать учить определять осень по внешним признакам, закрепить признаки осени: листья желтеют и опадают, часто идёт дождь, люди собирают урожай в саду и огороде. Активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию. Развивать зрительное восприятие, мышление.
2. Д/упражнение «Найди отличия» (лето – осень)
Цель: учить находить отличия в сюжетных картинках; закреплять признаки осени; активизировать зрительные функции: фиксацию взора, локализацию, сравнение; развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
3. Д/упражнение «Нарисуй по трафарету листья»
Цель: продолжать учить рисовать листья по внутреннему трафарету; закреплять знание цветов – красный, жёлтый, зелёный; развивать зрительно-моторное взаимодействие рук и глаза; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, прослеживание; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
4. Д/упражнение «Лабиринт» (на осеннюю тематику)
Цель: продолжать учить двигаться по линии, прослеживая сначала пальчиком, затем взглядом, затем проводить карандашом; активизировать фиксацию взора, прослеживающую функцию глаз; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
5. Д/игра «Разрезные картинки» (листья, деревья)
Цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать целостность восприятия ___
Тема : «Наше тело»
1. Зрительная гимнастика «Ночка».
Ночь пришла,
Темноту принесла,
Глазки закрываются сами,
Ты их, дружок, не три кулачками.
2. Пальчиковая гимнастика «Кулачки - ладошки»
3. Физкультурная минутка «Мы топаем ногами…»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.)
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.)
Качаем головой. (Наклоны головы направо, налево.)
Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)
Мы руки опускаем, (Руки вниз.)
Мы руки разведём, (Руки в стороны.)
И побежим кругом. (Бег.)
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Покажи и назови»
Цель: продолжать учить показывать и обозначать словом части своего тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот, уши, волосы; формировать умение ориентироваться в собственном теле
2. Д/упражнение «Что, где находится?»
Цель: продолжать учить ориентироваться в своём теле; уметь называть, что находится вверху, внизу, впереди, сзади.
3. Д/упражнение «Сравни» (кукла – девочка)
Цель: учить детей находить сходства и различия; активизировать зрительные функции: фиксацию, сравнение, соотнесение; развивать зрительное восприятие, мыслительные операции: анализ, синтез.
4. Д/игра «Зеркало»
Цель: продолжать учить показывать части тела (их отображение в зеркале, знать их название, назначение; активизировать фиксацию взора; развивать зрительное восприятие, внимание.
5. Д/игра «Разрезные картинки» (кукла)
Цель: продолжать учить складывать целое из частей; развивать целостность восприятия
Тема : «Предметы гигиены».
1. Зрительная гимнастика «Ночка».
Ночь пришла,
Темноту принесла,
Глазки закрываются сами,
Ты их, дружок, не три кулачками.
2. Пальчиковая гимнастика «Кулачки - ладошки»
3. Физкультурная минутка «Мы топаем ногами…»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.)
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.)
Качаем головой. (Наклоны головы направо, налево.)
Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)
Мы руки опускаем, (Руки вниз.)
Мы руки разведём, (Руки в стороны.)
И побежим кругом. (Бег.)
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. С/игра «Кукла готовится ко сну»
Цель: продолжать учить узнавать и называть предметы гигиены: мыло, полотенце, расчёска, зубная паста и щётка; знать их назначение и уметь ими пользоваться; закреплять обобщающее понятие «предметы гигиены»; активизировать глазодвигательные функции; развивать связную речь.
2. Д/упражнение «Подбери силуэт, контур»
Цель: продолжать учить соотносить цветное, силуэтное и контурное изображение предметов гигиены; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить детей обследовать предметы гигиены на ощупь, узнавать и называть их; активизировать фиксацию взора, развивать компенсаторные функции, мелкую моторику рук.
4. Д/упражнение «Выложи из палочек…»
Цель: продолжать учить выкладывать из палочек по образцу (расчёска, зубная щётка); развивать зрительно-моторное взаимодействие руки и глаза, активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
5. Д/игра «Чего не стало?» (с предметами гигиены)
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, память; активизировать фиксацию взора. ___
Тема : «Дикие птицы» (перелётные).
1. Зрительная гимнастика «Далеко - близко».
Ход: стоя у окна, посмотреть вдаль, назвать что увидели, перевести взгляд на близкие предметы. Повторить 2 раза.
2. Пальчиковая гимнастика «Птички летели».
Птички летели – Все пальцы рук прижать сверху к большим пальцам.
Крыльями махали – Помахать ладонями обеих рук.
На деревья сели – Поднять ладони вверх, растопырить пальцы рук.
Вместе отдыхали – Все пальцы рук прижать сверху к большим пальцам.
3. Физкультурная минутка «Две птички».
Ход: предложить детям изобразить птичек, как они летели, садились, снова летели. Дети повторяют слова вместе с педагогом.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились все люди дивились. два раза
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Узнай и назови»
Цель: продолжать учить узнавать по внешнему виду и называть диких птиц (грач, ласточка); формировать обобщающее понятие «дикие птицы», активизировать фиксацию взора; развивать зрительное восприятие, память.
2. Д/упражнение «Найди пару»
Цель: продолжать учить подбирать к цветному силуэтное изображение; активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию, соотнесение; развивать зрительное восприятие, внимание.
3. Д/упражнение «Куда полетел грач?»
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве относительно своего тела; обозначать пространственные направления словами: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо; активизировать фиксацию взора.
4. Д/игра «Выложи из геометрических фигур птиц»
Цель: продолжать учить выкладывать изображение из геометрических фигур по образцу; активизировать зрительные функции: фиксацию, соотнесение; развивать зрительное восприятие, внимание, целостность восприятия.
5. Д/игра «Путаница»
Цель: продолжать учить определять предмет по контурному изображению в наложенных картинках; закреплять обобщающие понятия: овощи, фрукты, деревья, дикие птицы; активизировать зрительные функции: прослеживание, фиксацию; развивать зрительное восприятие, внимание, целостность восприятия, мышление.
_
Тема : «Дикие птицы» (зимующие).
1. Зрительная гимнастика «Волшебный сон».
(Закрыть глаза на 30 – 60 секунд)
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…
Нам дышится легко, ровно, глубоко…
пауза
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Глазки открываем, крепче кулачки сжимаем,
их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться! Всем проснуться!
2. Пальчиковая гимнастика «Птички летели».
Птички летели – Все пальцы рук прижать сверху к большим пальцам.
Крыльями махали – Помахать ладонями обеих рук.
На деревья сели – Поднять ладони вверх, растопырить пальцы рук.
Вместе отдыхали – Все пальцы рук прижать сверху к большим пальцам.
3. Физкультурная минутка «Две птички».
Ход: предложить детям изобразить птичек, как они летели, садились, снова летели. Дети повторяют слова вместе с педагогом.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились все люди дивились. два раза
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Узнай и назови».
Цель: продолжать учить узнавать по внешнему виду и называть диких птиц; формировать обобщающее понятие «дикие птицы»; активизировать фиксацию взора.
2. Д/игра «Подбери силуэт, контур»
Цель: продолжать учить соотносить цветное, силуэтное и контурное изображение; развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции: фиксацию взора, соотнесение.
3. Д/упражнение «Выложи из палочек птичьи следы»
Цель: продолжать выкладывать изображение из палочек по образцу; развивать зрительно-моторное взаимодействие, активизировать фиксацию взора, развивать мелкую моторику рук.
4. Д/игра «Кто кричит?»
Цель: учить узнавать диких и домашних птиц по голосу (петух, курица, гусь, утка, воробей); закреплять обобщающие понятия: домашние птицы, дикие птицы; развивать слуховое восприятие, компенсаторные функции (слуховую).
5. Д/игра «Разрезные картинки»
Цель: продолжать учить собирать целое изображение из 2 - 3 частей; развивать целостность восприятия; активизировать зрительные функции: фиксацию взора, соотнесение.
Тема : «Моя семья».
1. Зрительная гимнастика «Чёрный стишок».
Чёрной ночью Ладошки разогреть, потереть друг о друга
Чёрный кот и накрыть глаза ладошками. Выполнять
Прыгнул в чёрный дымоход, сидя или лёжа, на 30 секунд.
В дымоходе чернота
Отыщите-ка кота.
2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Вот дедушка, Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке,
Вот бабушка, начиная с большого, а со слов «А вот и вся
Вот папочка, моя семья» второй рукой охватывать весь
Вот мамочка, кулачок.
Вот деточка моя, Выполнять упражнение сначала одной,
А вот и вся моя семья! а затем другой рукой.
3. Физкультурная минутка «Мяч подскакивает вверх»
Мяч подскакивает вверх. Прыжки.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал, Ходьба на месте.
Прыгать мячик перестал
И под столик закатился.
Ну и мы за стол садимся! Дети садятся.
4. Упражнения для развития зрительных функций и психических процессов.
Задания Результат
1. Д/упражнение «Рассматривание фотографий в семейном альбоме»
Цель: закреплять умение называть членов семьи по именам, устанавливать родственные связи; закреплять обобщающее слово «семья»; продолжать учить зрительно обследовать изображение; активизировать фиксацию взора.
2. Д/игра «Подбери силуэт»
Цель: продолжать учить соотносить цветное и силуэтное изображение; активизировать зрительную функцию соотнесения.
3. Д/упражнение «Клубочки»
Цель: учить делать круговые формообразующие движения; развивать глазомер, активизировать прослеживающую функцию глаз, развивать мелкую моторику рук.
4. Д/упражнение «Кто старше, кто младше»
Цель: продолжать учить определять по фотографиям и картинкам возраст людей: кто старше, кто младше, активизировать зрительные функции: фиксацию, сравнение.
5. Д/игра «Разрезные картинки»
Цель: продолжать учить складывать целое изображение из 2 – 3 частей; развивать целостность восприятия.