Наталья Анатольевна Шахурова
Этапы работы над экологическим проектом «Муравьи» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап: Подготовительный
Мероприятия Цель Сроки
1.«Круглый стол» с участием родителей Выявить, читают ли родители детям о природе, о насекомых? Что предпочитают слушать дети?
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта. Июнь
2. Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта. Просвещать родителей по теме проекта, привлечь к участию в работе над проектом. Июнь
Публикация «Этапы работы над экологическим проектом „Муравьи“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Акция «Подари книгу детскому саду» (книга о насекомых) Пополнить библиотеку группы книгами о насекомых. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Июнь
4. Подбор наглядно – демонстрационного мате-риала и оборудования: иллюстрации, фото-графии, комплект игру-шек «насекомые», лупы.
Приложение 11 Создать условия для реализации проекта. Июнь
5. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях. Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми.
2 этап: Основной
Мероприятия и содержание Цели и задачи Сроки
1. Беседа «Муравьи», «Жизнь муравьёв»
(Приложение 1)
Цель:Выявить знания детей о насекомых и муравьях, вызвать познавательный интерес к теме «Муравьи». июнь
2. Д/упр. «Расставь картинки по порядку»(Приложение 3)
цель:Упражнять детей в составлении рассказа по картинкам. июнь
3. Составление схемы «Где и как узнаём о муравьях?»
цель:Учить детей составлять схемы, пользуясь символами. июнь
4. Рассматривание иллюстраций и чтение произведений М. Пришвина «Пень –муравейник», Н. И. Сладкова «Жалейкин и муравьи» (Приложение 9)
цели и задачи:Развивать у детей интерес к книгам о муравьях, развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на прочитанное.
5. Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи».
(Приложение 3)
цель:Упражнять в нахождении глазами картинки, соответствующей тексту, развивать слуховое внимание.
6.«Построй муравейник» (построить из травинок муравейник). Упражнение на развитие мелкой моторики рук. июнь
7. Наблюдение за муравьями на экологической тропе. (Приложение 6)
цель и задачи: Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. Дать детям обобщенное представление об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
8. Конструирование из природного и бросового материала.
цель:Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для насекомых. Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок по теме проекта. июнь
9. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях.
Приложение №1,2,7,8,9 цель:Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми.
10. Режиссёрские игры «Кто где живёт» с использованием набора насекомых.
цель:Развивать самостоятельную театрально – художественную деятельность детей, умение променять раннее полученные знания в режиссёрской игре.
11. Рисование «Муравьи».(Приложение 10) цель:Учить детей передавать характерные особенности муравья. июнь
12. Д/и «Угадай по описанию»(Приложение 3) цель:Научить составлять описательный рассказ.
13. Беседа: «Легко ли быть муравьём»(Приложение 2)
цель:Выяснить из личного опыта детей, что они знают о муравьях, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение муравья. июнь
14. Проведение цикла наблюдений за муравьями. (Приложение 5)
Цель: Развивать у детей исследовательские навыки. Расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях. Вызвать интерес к окружающему миру.
15. Чтение стихотворения «Муравьиный терем» Т. А. Шорыгина. (Приложение 9) Познакомить детей со стихотворением, вызвать желание его запомнить.
16. Чтение произведения В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». (Приложение 8) Цель:Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к насекомым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. июнь.
17. Познавательное занятие «Муравей»(Приложение 3)Цель:Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Расширить представление о муравьях через произведения В. В. Бианки. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое. Июнь
17. Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями. Совместное творчество детей и родителей.
18. Загадывание загадок «Угадай, кто это?»
(Приложение 7) Цель:Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать развитию кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. июнь
19. Итоговое мероприятие Физкультурный досуг «Муравьишка-муравей, много у него друзей». (Приложение 4)Цель:Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Закрепить умения и навыки полученные на физкультурных занятиях. Способствовать развитию фантазии, творческого воображения, внимания. Воспитывать бережное отношение к разным представителям фауны, в частности - к муравьям.
3 этап: Заключительный
Мероприятия и содержание Цели и задачи Сроки
1. Обработка и оформление материалов проекта. Описание этапов проекта, оформление материалов проекта. Июнь
2. Анализ результатов проекта Анализ уровня познава-тельного развития детей, их кругозора по теме проекта, их художественно-изобразитель-ных навыков, участия родителей в реализации проекта. Анализ навыков педагога планировать, прогнозировать результаты, реализовывать и методически грамотно оформлять методическую разработку. Июнь
3. Освещение проекта Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами работы над проектом (на педагогическом совете). Июнь
Результаты работы над проектом
1. У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, питании.
2. У детей появились элементы осознанно-правильного отношения к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.
3. У детей появились навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, делиться информацией, находками, оформлять простейшие презентации.
4. Дети научились делать элементарные опыты и эксперименты по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар).
5. У детей стала более развитой связная речь: они научились составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, выразительно читать стихи.
6. В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, в предметном и сюжетном рисовании.
7. Дети стали более коммуникативными: они научились договариваться, делиться интересными находками, помогать друг другу.
Заключение
Проект интересен в рамках реализации экологических программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа». Содержание проекта может использоваться воспитателями групп дошкольного возраста в любых дошкольных образовательных учреждениях в летнее время по экологическому воспитанию.