Надежда Бакулина
Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Игра является основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом детской деятельности, которой принадлежат огромная роль в развитии и воспитании. (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал «игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре ребенок органично развивается, познает важный этап человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми (в семьях их профессиональной деятельности и т. д.). В игре развиваются духовные и физические качества (память, воображение, внимание, дисциплинированность и т. д.). Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Публикация «Из опыта работы с детьми средней группы по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Цели:
Создание условий для развития и обогащения игровой деятельности детей.
Задачи:
- совершенствовать умение объединяться в группы, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
- развивать умение в создании условий для игры (выбора удобного места, подбора предметов и атрибутов);
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей.
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок в этом возрасте становится более инициативным и стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему, намечать замысел, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте (по мнению Н. Я. Михайленко) часто носят еще хаотичный характер, не доводятся до логического конца, сюжеты прерываются, но этот хаос свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявления динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками – партнерами, с партнерами – сверстниками, с партнером – воспитателем).
Помощь детям в развитии и обогащении ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре проявляются через диалог и игровые действия:
- планирование, т. е. создание элементарного замысла, который будет воплощен в игре;
- описание сюжетных событий, способность очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействия;
- повышение речевой активности ребенка и возможность направить ее на сверстника, вступить с ним в диалог, понимать его намерения в игре;
- обустраивание ребенком игры при помощи необходимых атрибутов: сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модули, бруски и т. д., т. е. создаем творческую предметно – развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми (легкие ширмы, удобные ящики с игровыми материалом и т. д.)
- применение в игре методов как прямого, так и косвенного руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности;
- выполнение главной роли (основной, как образец взаимодействия с партнером, вызывая ребенка на активное ролевое поведение;
- выполнение второстепенной роли (дополнительной, где с помощью наводящих вопросов происходит побуждение ребенка к активности, т. е. становление играющим партнером;
- выполнение роли советчика (отход от непосредственного участия в игре, где помощь осуществляется словом, советом.
- постепенное переключение внимания ребенка на играющего сверстника, ввод новых ролей, расширенное представление детей об игровом образе, т. е. забота о получении более высокого уровня игровых умений.
Предварительная работа по обогащению социального (жизненного) опыта детей в повседневной жизни:
Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка, в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.
Для выполнения сюжетно-ролевой игры должна быть проведена большая, целенаправленная предварительная работа, в которой будут задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада, которая подготавливает детей к игре.
Обогащению сюжетно-ролевых игр способствуют:
- НОД (ознакомление с окружающим, где важны не только действия, которые выполняют люди данной профессии, но и значимость их труда для окружающих;
- экскурсии, целевые прогулки позволяют поближе познакомиться с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителем данной профессии;
- иллюстрации дополнят все увиденное и услышанное, а также позволят рассмотреть массу деталей, которые не заметили раньше;
- рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения;
- беседы (тематические) призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета (здесь педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо замыслу позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: Как лучше начать игру? Что сделаем вначале? Что будет потом?
- чтение художественной литературы является существенным фактором, влияющим на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, которое проявляется в мысленном содействии какому-либо герою, в перенесении на себя его свойств и качеств;
- дидактические игры и подвижные игр с правилами помогут детям научиться игровым действиям и поведению также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества;
- театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, быть выразительным в роли (эмоции, мимика, жесты);
- режиссерские игры побуждают детей к созданию элементарного замысла, умение воплощать его в игре, вступать в диалог с партнером, понимать его намерения.
Развивающая предметно – пространственная среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители тоже должны внести свой вклад в ее усовершенствование.
Взаимодействие с семьями воспитанников – важнейшее условие для обеспечения целостного развития личности ребенка, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.
Формы взаимодействия: беседы, анкетирование по теме «Любимые игры вашего ребенка», родительские собрания, праздники, консультации по теме собрания.
Вывод:
Деятельность взрослых по формированию и обогащению жизненного опыта, расширению кругозора детей оказывает положительное влияние на уровень развития его игровых умений и его речевую активность, поэтому в дальнейшем предполагается:
• продолжение работы по развитию игровых умений, развитых культурных форм игры.
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
• тесное сотрудничество с семьями воспитанников и осуществление взаимодействия с социумом.