Наталья Зуева
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук
и ручной моторики
Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Публикация «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной моторики» размещена в разделах
Существует взаимосвязь между развитием тонких движений руки и речью детей. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать переутомления и скуки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
-Катать по очереди каждым пальцем мелкие камушки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать толстую нитку на катушку, сматывание клубков.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Игры с песком водой.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
-Рисование различными материалами: карандашами, мелками, краскам. Чтобы вызвать интерес, создать эффект новизны можно повесить на стену рулон бумажных обоев.
- Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия, формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Массаж кисти и пальцев рук. Игровой массаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т. к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:
- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;
- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
- развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.