Джульета Азадова
«О патриотическом воспитании». Комментарии к презентации
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1. Фото, данные о воспитателе
СЛАЙД 2. Эпиграф к теме
СЛАЙД 3 Тема:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление
с родным городом»
СЛАЙД 4 Условия формирования
Правовой основой патриотического воспитания, прежде всего, является Конституция Российской Федерации, закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 гг.»,
Публикация «„О патриотическом воспитании“, Комментарии к презентации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания включает : создание условий для повышения гражданской ответственности, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на внутреннюю свободу личности, уважение к государственной власти, гармоничное проявление культуры межнационального общения.
СЛАЙД 5
Что значит защищать Родину? Как научить любить Родину? Эти вопросы ставим мы перед детьми. Разъясняем, рассказываем, убеждая в том, что в наше непростое время – время новых технологий, стремительных перемен, компьютеров общество нуждается в активных, творческих людях.
Чувство любви к родному краю начинается через знакомство: с городом; своей улицей. В своей работе я стараюсь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Отношение к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
СЛАЙД 6
В настоящее время Россия претерпевает ряд сложных изменений, не только во внешней политике, но и непосредственно внутри своего государства. Стремительно меняется жизнь, и вместе с ней меняется и мы сами. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования.
Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине.
Самым слабым звеном в воспитании нравственно – патриотической личности является современная семья. Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать русские традиции, ценности, созданные предками, исторические материалы. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.
Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на прошлое нашей страны, но и с гордостью говорить о настоящем и будущем России.
СЛАЙД 7 Теоретическое обоснование
В своих работах «Рождение гражданина», «Родина в сердце» Сухомлинский создал идеал настоящего человека. На основании многолетней практической работы автор впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, щедрости, милосердия.
Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Полезные советы и рекомендации ведущих педагогов - психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.
Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
СЛАЙД 8
Цель работы: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Решая задачи патриотического воспитания очень важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Важно, чтобы дети прониклись этим чувством. Желание создать своё, что-то сделать своими руками, должно стать для них потребностью, частью жизни. Именно в таких интересных людях, способных не только потреблять, а ещё и созидать нуждается наше общество, страна.
СЛАЙД 9
В процессе работы с семьёй необходимо образовательную деятельность строить на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, учитывающего социальную ситуацию его развития, возможность выбора детьми материалов, видов, активности участников совместной деятельности и общения.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Для полноценной защиты своей Родины необходимо иметь потенциально здоровое поколение. Необходимо сотрудничество с родителями в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
СЛАЙД 10
Система и последовательность работы выстроена следующим образом -
Первое: воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. С целью воспитания у детей любви и уважения к родителям, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама - лучше всех», «Я и мои друзья»
Вторым этапом стало знакомство детей с историей, традициями и достопримечательностями родного города, Нижегородского края.
Провела беседы о художественных промыслах, народных умельцах, о разных видах народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению. С этой целью провела занятие «Нижегородский сувенир», совершили с ребятами экскурсии по теме: «Моя улица», «Нижегородский кремль»; активно участвовали в фольклорном празднике «Масленица».
Нельзя не сказать и о работе по ознакомлению детей с армией России, её прошлых и настоящих подвигах. Проводим беседы, тематические занятия: «Этих дней не смолкнет слава», «Непобедимая и легендарная», «Цветы для героев». Мы приглашаем на утренники, праздничные концерты пап, дедушек и кадетов Речного училища. Дети совместно с воспитателями готовят подарки и праздничные открытки.
Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего участка. Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.
В перспективе - работа по ознакомлению дошкольников с родной страной. Это процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные иллюстрации, макеты, рисунки детей, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Нижний Новгород - частица Родины.
СЛАЙД 11
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников созданы следующие педагогические условия:
1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье,
насыщенная положительными эмоциями, является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Пространство группы можно условно разделить на зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона - это в первую очередь область: «Художественное творчество», которая предоставляет ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги. Оборудована такая зона возле окон.
В условиях группы активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для движения. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Спокойную зону в группе вполне можно считать самой важной, самой значимой для воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды деятельности как обучение. Оборудование спокойной зоны состоит из интерактивной доски, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, соблюдается важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза».
Здесь же расположены подставки и полочки, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются дидактические игры, наглядные пособия и книги, соответствующие возрастной группе.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
СЛАЙД 12
Наш город славен своей историей; традициями; достопримечательностями; памятниками; лучшими людьми. В своей работе я использую разные формы организации.
* На занятиях ребята расширяют кругозор, получая представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Прошу вместе с родителями понаблюдать за работой сотрудников этих учреждений и отметить ценность их труда.
* Некоторые дети рассказывают, что они вместе с родителями принимали участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Дети с удовольствием совершают экскурсии по городу, на природу, наблюдают за трудом взрослых. Обращаю внимание детей на красоту родного города.
* Создание мини-музея по художественному творчеству и фотовыставка «Люби и знай, родной свой город», позволяют знакомить детей с народными промыслами города, людьми труда.
* Любимое занятие детей – игра. Знакомлю детей с играми в обрядах и праздниках Нижегородского края.
* Во время прогулки беседую с детьми о том, что находится на улице, где они живут, выявляю их знания о назначении каждого объекта.
* Поощряю детей за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
В перспективе моей работы – оформление альбомов «Природа родного города» и «Достопримечательности Нижнего Новгорода», изготовление атрибутов и пособий для сюжетных и дидактических игр: «Флаги российской армии», «Мы – военные», разрезные картинки «Собери военную технику из частей»
СЛАЙД 13
Особое место отвожу чтению произведений детской художественной литературы. Читаю детям книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре Нижегородского края. С ребятами возлагали цветы к памятнику погибшим воинам.
Одной из эффективных форм организации является и участие ребят в праздничном параде, разучивание и исполнение песен о родном городе, детском саде, об армии; исполнение танцев: «Мы - пилоты», «Ты – морячка, я – моряк», «Богатырская наша сила».
СЛАЙД 14
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность.
Опыт работы показал, что в работе с семьёй мы должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. На практике я использую совместные работы детей и родителей (выставка цветов, поделок из природного материала, новогодних персонажей, изготовление музыкальных инструментов).
СЛАЙД 15
Приглашаем родителей на праздничные утренники: «Осенины», День Российского флага, День матери; День Защитники Отечества. Приветствуем утренники, где родители становятся активными участниками.
Регулярно проводятся консультации и родительские собрания. Приготовлена памятка для родителей по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника. Составила систему консультаций по нравственно-патриотическому воспитанию, которые провожу в индивидуальных беседах или материалы помещаю в папках-передвижках в родительских уголках. В начале любой беседы важно четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
СЛАЙД 16
Решая задачи по патриотическому воспитанию, строю свою работу, учитывая принципы непрерывности и преемственности педагогического процесса, рационального сочетания разных видов деятельности, соответствующие возрасту интеллектуальные, эмоциональные и двигательные нагрузки.
Осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Поиски эффективных методов и приёмов, помогающих в решении задач патриотического воспитания, привели как к созданию системы нетрадиционных занятий, досугов, экскурсий с детьми, так и к организации детской самостоятельной деятельности в повседневной жизни.
В настоящее время остро ощущается необходимость в возрождении традиций народной педагогики, народного творчества как опыта поколений, утверждающий вечные истины, способствующий совершенствованию современной жизни.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё, то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
СЛАЙД 17
Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы.
СЛАЙД 18
Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному. Дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания, расширяют кругозор.
СЛАЙД 19
Определение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника.
Результаты наблюдений за детьми по формированию духовно-нравственных качеств, рассматривались по следующим критериям:
1. Отношение ребёнка к разным видам деятельности.
2. Способность к творческим действиям
3. Качество продукции детской деятельности
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС).
СЛАЙД 20
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.
А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
СЛАЙД 21 Тематический педагогический совет:
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
• Консультации:
«Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»;
«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания»;
«Родной дом – первая ступень воспитания патриотизма»
«Психолого-педагогическое сопровождение по патриотическому воспитанию»
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»;
Памятка для родителей: «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию»
• Участие в проекте ДОУ по военно – патриотической работе с воспитанниками
- Тематическая непосредственно образовательная деятельность, беседы:
«Слава Армии родной», «Моя родина Россия, моя малая родина - Нижний Новгород», «День великой Победы»; «Подвиг солдата - бессмертен», «Богатыри земли русской», «Олимпийские игры. Сочи-2014», «Наши космонавты», «Семья вместе и душа на месте», «Семейный герой» и др.
СЛАЙД 22. Трансляция проф. деятельности (публикации на сайтах)
СЛАЙД 23. Список литературы