Смыкова Алёна
Конспект комбинированного занятия по развитию познавательных способностей детей подготовительных групп ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:
Публикация «Конспект комбинированного занятия по развитию познавательных способностей детей подготовительных групп ДОУ» размещена в разделах
- диагностику показателей готовности ребенка к школе;
- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;
- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.
Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.
Предлагаю один из вариантов комплексных занятий на развитие познавательной деятельности дошкольников.
Направление и структура занятия:
1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно – координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движения и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнение для профилактики нарушений зрения. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Ход занятия:
1. Приветствие. «Покажи настроение».
Дети по очереди подходят берут яблочки из корзинки и вешают их на крючки (на доске настроения) напротив котят с изображением разных эмоций. (испуг, гнев, радость, грусть).
Это позволяет понять настроение каждого ребенка и готовность сотрудничать с психологом и детьми.
2. игра «Запомни».
На стол выкладываются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Детям предлагается запомнить изображения на карточках. Затем необходимо закрыть глаза, во время этого психолог убирает одну из карточек. Дети пытаются вспомнить какой фигуры не стало и какого она цвета. Игра повторяется несколько раз.
Дыхательное упражнение.
Детям предлагается встать со своих мест, на глубоком вдохе сделать движение руками вверх, потянуться наверх, задержать воздух и опустить руки на выдохе.
3. игра «Четвертый лишний»
Каждому ребенку зачитываются четыре слова, 3 из них объединены общим смыслом, а четвертое лишнее, задача ребенка правильное выбрать не подходящее слово.
Пирамидка-матрёшка-портфель-кукла,
Сосиски-печенье-тарелка-сыр,
Чайник-кружка-колбаса-кастрюля,
Кепка-шапка-шляпа-тапочки,
Перчатки-ботинки-сапоги-туфли,
Муха-воробей-стрекоза-кузнечик,
Мандарины-бананы-помидоры-лимоны,
Машина-троллейбус-самолет-скакалка,
Синичка-индюк-гусь-петух,
Пенал-тетрадь-карандаш-юла,
Сом-щука-жук-окунь,
Куртка-полотенце-платье-костюм.
Пальчиковая разминка.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке:
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья!
На словах «А вот и вся семья» обхватить второй рукой весь кулак.
4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата (круга или любую другую фигуру) и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.
Гимнастика для глаз.
Сидя на местах, руки на поясе посмотреть на один локоть, затем перед собой, на другой локоть, перед собой (2-3 раза). Сильно зажмурится, широко раскрыть глаза (2-3 раза).
5. Графический диктант.
Дети рисуют узор под диктовку в тетради в клетку, слева направо.
«Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо и т. д. до конца строки.
Узор можно усложнять с каждым новым занятием.
После заданий, выполненных в тетради, рекомендую оценить ребёнка и поощрить его (в моём случае, это красочные наклейки).
6. Релаксация.
(Желательно с применением световой лампы и спокойной легкой музыки.)