Ирина Кузьмина
Формирование познавательных способностей детей 5–7 лет с ОВЗ с помощью природы
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ (5-7 ЛЕТ) С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ.
Кадяева Оксана Александровна, Кузьмина Ирина Сергеевна,
воспитатели СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Публикация «Формирование познавательных способностей детей 5–7 лет с ОВЗ с помощью природы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, пытливость ума, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Природа в детском саду рассматривается как единое целое, в котором компоненты жи-вой и неживой природы взаимосвязаны (осадкам предшествует облачность, взаимозависимы и влияют друг на друга (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания.
Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ОВЗ затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому к формированию познавательных способностей детей с ОВЗ мы решили подойти через средства природы, а именно разработав систему познавательных задач по каждому времени года, которые постепенно ставятся перед детьми в рамках поисковой деятельности. Поисковая деятельность предполагает активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Основной формой организации образовательного процесса по освоению адаптирован-ной основной образовательной программы дошкольного образования в рамках обозначенной темы является совместная деятельность взрослых (воспитателей, специалистов, родителей) и детей, направленная на решение познавательных задач в рамках непосредственно образова-тельной деятельности, в повседневной жизни, в разнообразной деятельности, связанной с ознакомлением с природой (труд, наблюдение, игры). Образовательная деятельность строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их природных задатков.
Направления работы по решению познавательных задач :
1. Формирование элементарной системы знаний:
- о живой природе (характерные особенности и многообразие растений, животных, их приспособлений к среде обитания и образу жизни, причины изменений, связи и отношения с неживой природой);
- о неживой природе (характерные особенности объектов (воздух, вода, почва, сезона, их изменения, связи и отношения с живой природой).
2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности при общении с природой.
3. Формирование гуманного отношения к природе.
4. Формирование у детей трудовых навыков и умений при организации труда в природе.
Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу дети решить ее не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач учитывается их жизненная значимость для дошкольников, интерес к ним. Познавательная задача включает некоторые данные, из-вестные детям, которые можно использовать в ее решении и часть данных, которые дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности: в начале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и ее причинах. Их предположения могут быть правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель выслушивает все предположения детей, обращает внимание на их противоречивость, учитывает каждое предположение детей. Если дети не выдвигают идей, воспитатель выдвигает их сам.
В процессе организации образовательной работы поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, постав-ленных воспитателем, и решение их с помощью взрослого к самостоятельной их постановке и решению. Способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражают более глу-бокое проникновение в сущность явления природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей явлений природы.
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. В случае неправильных выводов организуются дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый ребенок пришел к правильным выводам.
Способы решения познавательных задач
Виды деятельности Цели
Распознающие наблюдения
(кратко-временные, длительные) Установление свойств, признаков объекта
явления.
Сравнительные наблюдения (длительные) Установление признаков, свойств,
объекта живой и неживой природы.
Установление причин явлений, связей и
отношений между объектами и
явлениями.
Проектная деятельность
(длительные, краткосрочные, средней продолжительности)
Опыты, экспериментирование (кратковременные, длительные) Рассматривание
элементарных причинно-
следственных связей.
Эвристическая беседа
(при наличии у детей достаточных и
точных представлений о тех явлениях,
причину которых нужно отыскать). Установление причин разнообразных
явлений с помощью рассуждений.
Углубление знаний о взаимосвязях,
существующих в природе,
самостоятельное решение детьми
познавательных задач, развитии речи
– доказательства.
Труд в природе Осознание детьми необходимости
создания тех или иных условий для
благополучной жизни растений и
животных
Литература:
1. Петрова Т. И., Дмитриева Н. А. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознаком-лению с окружающим миром // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М. : Буки-Веди, 2017
2. Саморукова П. Г., «Методика ознакомлении детей с природой в детском саду», М. : Просвещение, 1992г., с. 222