Светлана Хазова
Колядование в изобразительном творчестве дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный дошкольник живет в быстроменяющемся мире. На памяти одного поколения меняется отношение к культурным ценностям. Празднование Рождества в СССР было запрещено, а теперь это государственный праздник в России. Январь в детском саду начинается с любимого детьми колядования и воспринимается ими как продолжение новогодних праздников.
Публикация «Колядование в изобразительном творчестве дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Для того, чтобы дети могли правильно отразить в работах свое восприятие этой замечательной русской культурной традиции, необходимо их познакомить с историей празднования. Для этого можно сделать презентацию, используя слайды с картин русских художников, фотографии современного действа. Сколько давать информации каждый педагог решает самостоятельно, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
ФГОС предлагают педагогам давать детям возможность выбора. Таким образом, ребенок может сам определить сюжет своей композиции: языческое или христианское колядование. Я считаю, что возможность такого выбора расширяет границы сознания ребенка. Дети любопытны по своей природе. Мы не можем дать им только узкую направленность – христианское празднование. Современный мир смешан, в нем присутствуют как старые, так и новые традиции. Иногда они определяются политикой, иногда модой, иногда коммерцией. Стараясь быть толерантными, мы должны принимать мир таким, какой он есть. Но смысл событий, понимание культуры прошлого нашей Родины дать детям обязаны. В прилагаемом к статье материале «Колядование» я даю информацию об истории празднования. Конечно, в каждой культуре есть заимствования и проникновение в нее других культур. Хотелось бы, чтобы взрослые могли объяснить это своим воспитанникам. В колядовании смешиваются старинные русские языческие обряды и более поздние христианские традиции.
Итак, дети понимают тему, им предстоит выполнить работу. Здесь я также предлагаю дать выбор, то есть использовать дифференцированный подход к воспитанникам. Талантливые в рисовании дети выполняют многофигурную композицию (рождественский поезд, церковь). Однако в соответствии со своими возрастными особенностями ребенок даже подготовительной группы в изображении человеческой фигуры в движении допускает ошибки. Самая распространенная – нарушение пропорций. Во избежание этого я предлагаю детям первоначальное конструктивное строение. Из условного конструктора (полоски, счетные палочки) дети составляют на листе танцующую, бегущую, упавшую и т. д. фигуру. Далее они ее «одевают» гуашевыми красками соответственно изображаемому времени. Проще изображать на листе фигуру в полный рост, а обстановку добавить фрагментарно. Данные фрагменты (елка, церковь, санки с мешком, ряженный) должны связывать главную фигуру с темой. Работа на формате А3 занимает два занятия. На последнем занятии масляной пастелью прорисовываются детали: пуговицы, мех, глаза.
Для выполнения большой многофигурной композиции на конкурс детского творчества я использовала копирование фигур через стекло, их вырезание, раскрашивание авторами. Последующая композиция составляется на общем фоне (формат-лист ватмана). Она может являться поздравительным плакатом в детском саду, фотография – поздравительной открыткой в интернетсообществе родителей и воспитателей.
В качестве рефлексии мне кажется интересной викторина между родителями воспитанников, вопросы по истории колядования в которой задают дети. (Что такое коло, что носили до рождественской звезды, почему в колядках поют про петушков и курочек и т. д.). Организацию такой викторины могут взять на себя воспитатели.
В заключение хочу сказать, что воспитывая детей, мы обращаемся и к их родителям. В своей работе опирайтесь на семью ребенка, семейный опыт и знания. Поднимать тему истории и культуры нашей страны можно и нужно в дошкольном образовании. Старайтесь делать это доступно и интересно!
КОЛЯДОВАНИЕ
материал для рассказа, презентации, викторины.
Время - больше тысячи лет назад Коляда праздновалась славянами, как день Рождения Младенца-Солнца, иначе Новый год! Приходился этот день на самый короткий день Зимнего солнцеворота. В самую долгую ночь года (месяц Студень -25 декабря) старик-Солнце Хорс умирал, чтобы утром родиться Младенцем Колядой. «Коло» - это колесо, поворачивающее Зиму на Весну (начинается прибавление светового дня). Есть также версия, что Коляда -это богиня урожая. Сейчас колядуют за неделю до Рождества Христова.
Символ - в качестве символа Коляды в дохристианском мире носили горящее колесо на длинной палке – символ Рождающегося Солнца. Позднее этот символ заменили на Вифлеемскую звезду, оповещающую о рождение Христа.
Угощение. Большуха (главная хозяйка в избе) пекла круглый хлеб с солнечной символикой (после принятия христианства на этом ритуальном каравае начали ставить крест). На стол клали пучки соломы, прикрывая их парадной скатертью. Солома была для Коляды, которая приезжала «на сивых конях». Ставилась на стол и обязательная кутья. Остальными блюдами были каши и пироги. Иногда выпекались фигурки животных (петушков да курочек, овечек да коровок, лошадок да козочек, которые должны были «зазвать» в дом богатство. Эти фигурки не ели, а выставляли на окошко, (дарили детям и колядующим).
Ряженые. После праздничной трапезы молодежь обряжалась в вывернутые шубы, лица мазались сажей, на голову приделывались рога. Начиналось веселье! Наряжались: в животных (коза, бык, медведь, корова, гусь, журавль); нечисть (ведьмы, черти); несвойственные людям образы: девушки рядились в мужиков, парни – в баб.
Важно было оставаться неузнанными! Колядующие пели, устраивали мини-спектакли: разыгрывая то свадьбу, то похороны, то ярмарку, а то и «набор в солдаты», но все делалось навыворот (нарушение обрядов, чтобы нечистая сила не узнала.
Считалось, что в этот день земля разверзалась, в мир людей проникали духи. Колядующие рядились под них, а хозяева откупались, чтобы в следующем году беды обошли дом.
Рождественский поезд. Это группа людей (не менее трех, собравшихся колядовать в ночь перед Рождеством. Первый человек несет Рождественскую звезду, второй-колокольчик, третий мешок для угощения, его называют «мехонощей».
Колядки. Это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла. Условно их можно разделить на «посевные» (языческие) и «христославные» (рождественские). колядки, к которым мы привыкли. «Посевные» более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Текст и музыка очень просты, как у народных куплетов-попевок и прибауток. Рождественские посвящены Рождеству Христа.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Вставай, народ,
Выходи из ворот -
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Коледа — моледа,
Белая борода,
Нос — плошкой,
Голова — лукошком,
Руки — сабельками,
Ноги — грабельками,
Приходи под Новый год,
Величать честной народ!
Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
Мехоношей я зовусь,
И морозов не боюсь!
К вам иду на огонек,
И несу большой мешок
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.