Елена Тонких
Консультация для родителей «Когда следует обращаться за помощью к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся».
Публикация «Консультация для родителей „Когда следует обращаться за помощью к логопеду?“» размещена в разделах
Конечно, забавно, когда малыш с серьезным видом декламирует: «Улонили миску на пол, отолвали миске лапу». Но когда эту же фразу произносит 5-6 -летний ребенок, становится не до смеха, особенно родителям. Ведь они были уверены, что эти проблемы с возрастом просто «уйдут», и помощь логопеда не понадобиться. Но, увы.
И уже почти шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания. Существуют так называемые группы риска, о которых следует знать каждому родителю, чтобы вовремя предотвратить проблемы, которые могут возникнуть, если пустить все на самотек.
Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:
•токсикоз беременности;
•инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);
•хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);
•легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);
•гемолитическая болезнь новорожденных («желтушка новорожденных»);
•родовые травмы;
•длительный безводный период или кесарево сечение;
•недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г., масса при рождении более 3900 г. ;
•дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;
•младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;
•острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т. д.
Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет. В настоящее время считается, что первый визит к логопеду необходимо сделать в 2-3 года. Ведь родители не всегда правильно могут оценить речевое развитие своего ребёнка. Даже когда речь развита, на ваш взгляд, хорошо, стоит посетить вместе с малышом специалиста. Лишним это точно не будет!
Что должно заставить родителей маленьких детей насторожиться и задуматься о поиске грамотного логопеда?
Сигналы опасности:
• до 4 месяцев. Ребенок не реагирует, когда вы обращаетесь к нему.
• 4-6 месяцев. Не реагирует на перемену интонации, не оборачивается на звук колокольчика, погремушки. Не употребляет в своем лепете звуков п, б, м.
• от 6 месяцев до года. Не реагирует на часто произносимые родителями слова, не оборачивается, когда его окликают, не подражает звукам взрослой речи, привлекает внимание родителей только плачем.
• от 1 года до 2 лет. Не может показать изображение на картинке (Где лисичка, не понимает простейших вопросов. К году ребенок должен уметь произносить не менее десяти слов.
• от 2 до 3 лет. Не может выполнить последовательно две команды (Возьми мячик и принеси его мне). К 3 годам должны появиться фразы. Если ребенок по-прежнему говорит «односложно», - это тоже должно насторожить. Фразы должны состоять хотя бы из двух-трёх слов.
• от 3 до 4 лет. Не отвечает на простейшие вопросы кто? что? где? Его не понимают посторонние, он использует фразы, из трёх-четырёх слов, неправильно произносит большую часть звуков. В таких случаях рекомендованы занятия с логопедом.
Обязательна консультация логопеда, если у вашего ребенка:
• укорочена подъязычная или/и губная связка – «уздечка» (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);
• врожденные расщелины губы и/или неба;
• нарушения зрения или слуха;
• ДЦП.
Когда занятия уже начались, не стоит пренебрегать рекомендациями логопеда. Обязательно выполняйте с ребенком все домашние задания. Не думайте, что логопед все исправит сам, без вашего участия. Приготовьтесь к долгой кропотливой работе.
Удачи и успехов вам, дорогие родители!