Наталия Санвидо
В каких случаях стоит обратиться за помощью к логопеду?
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Рекомендуется посещать логопеда «профилактически» с трёх лет - там анализов не берут, уколов не ставят, наоборот диагностика проходит с игрушками и картинками.
Логопедпроверит не только правильность произносимых звуков, но и многих других "полезностей" - внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т. д., правильно изменять слова — род, число, падеж, насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам.
Публикация «В каких случаях стоит обратиться за помощью к логопеду?» размещена в разделах
К сожалению, многие родители затягивают поход к логопеду и часто обращают внимание на речевые проблемы только перед школой. Это - большая ошибка. Ниже перечислены ситуации, когда помощь специалиста необходима:
1. Ребёнок не говорит в 3 года, т. е. «молчит» — это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
2. Говорит "на своём" в возрасте старше чем 3 года. Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Если в возрасте 3.5-4 лет ребенок продолжает лепетать непонятные окружающим слова - это повод обратиться к специалисту
3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые). Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж».
4. Ребёнок после 5 лет картавит, шепелявит или гнусавит. Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
5. Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Если он начал перенимать эту привычку - следует обратиться к специалисту и выстроить четкий навык правильного звукопроизношения.
6. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии. Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.
Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.
Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приё ма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти, невропатолога, отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи). Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка.
Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы — взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.
Поэтому внимательно следите за развитием речи Вашего ребенка и помните - РЕБЕНОК ЭТО САД И ОН ПЛОДОНОСИТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАК ВЫ ЗА НИМ УХАЖИВАЕТЕ!