Дарья Федотова
План-конспект урока «Когда появилась одежда?»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока
Предмет: Окружающий мир.
Тема: Когда появилась одежда?
Цель: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относится к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).
Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты :
Личностные:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценка.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Когда появилась одежда», предметные картинки, костюм грека.
Ход УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Справа друг, и слева друг.
Сколько нас теперь вокруг!
Все мы вместе – молодцы!
За работу – удальцы!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Оздоровительная минутка.
Упражнение № 1. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинца – улучшает работу сердца.
Упражнение № 2. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Упражнение № 3. Разотрите ушные раковины.
2. Тест
1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
А) прилетающие;
Б) улетающие;
В) перелётные
2. Какая из этих птиц зимует у нас?
А) дятел;
Б) скворец;
В) ласточка.
3. В каком районе круглый год жарко?
А) Северного Ледовитого океана;
Б) саванны;
В) Антарктиды.
4. Чем питаются белые медведи?
А) пингвинами;
Б) рыбой;
В) растениями.
5. Какие из этих животных живут в жарких странах?
А) слоны;
Б) зебры;
В) медведи;
Г) крокодилы.
1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б, г.
III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.- Отгадайте загадки Муравьишки.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец.
После каждой отгадки, учитель вывешивает на доске картинку с изображением данного предмета
1. Дождик льётся не на шутку,
Надевают дети …
2. Если мёрзнут даже зубы,
Надевайте дети …
3. Мы зимою по привычке
Надеваем …
- Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
- Правильно. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об одежде)
- Прочитайте тему урока на с. 20 учебника.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
2. Беседа о происхождении одежды.
- Муравьишка принёс в наш класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нём одежда? (пелёнка)
- Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (ползунки)
- Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна? (рубашка, брюки, шорты, свитер и т. д.)
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.
Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
Ученик читает стихотворение.
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
Давайте предположим, а с чего все началось.
- Кого мы видим? (Первобытного человека.)
- Из чего, делали одежду эти люди? (Из шкур животных, так как тканей не было).
Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелья из разноцветных камней. Сначала шкуру нужно было выскоблить, затем в ней проделывали дыры, а в них просовывали ремни, сплетённые из кожи или сухожилий убитых животных. Благодаря этим ремням удавалось удерживать шкуры на теле.
- Когда появилась, такая одежда? (Очень давно, в древние времена).
Постепенно человек стал изготавливать всё более мягкие и прочные шкуры, а примерно 40 – 50 тысяч лет тому назад была изобретена игла, ставшая основным портняжным инструментом на многие годы.
- Так из чего шили одежду древние люди?
IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Рассмотрите рисунки на с. 20. Что их объединяет? (Одежда из прошлого)
- Обратите внимание на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции)
Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью.
- Давайте и мы попробуем одеться, как греки.
Учитель показывает кусок ткани и двое учеников одевают друг друга.
Да, совсем не просто одеться так, как в древности; мы уже привыкли к современной одежде.
- Рассмотрите остальные фигуры людей и назовите особенности их одежды.
- Найдите девушку в сарафане. Так одевались люди, которые жили на Руси. Славяне, наши предки, в основном были земледельцами. Они выращивали лён, хлопок, из них женщины сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого шили себе одежду : рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой.
Традиционная (народная) одежда жителей нашей страны была многослойной – одновременно надевали несколько одежд одна на другую.
- А сейчас люди в России одеваются многослойно? Почему?
Русские женщины надевали рубаху, сверху сарафан – это платье без рукавов. Сарафан книзу расширялся, потому что по бокам вставляли полоски ткани, не прямые, а косые. Такой сарафан называли «косоклинник». Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышными букетами, украшали серебряными и позолоченными пуговицами; носили их с белыми рубахами, тоже украшенными букетами. Праздничные сарафаны и рубахи берегли, передавали их из поколения в поколение. Замужние женщины на рубаху надевали
понёву – трёхслойную шерстяную юбку. Её обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник, украшенный вышитыми ромбами, волнистыми линиями, птицами. В холодные дни одевали душегрею (душегрейку, это тёплая кофта без рукавов на вате или меху, или телогрею – тоже теплую кофту, но с длинными рукавами. На голове женщины носили разные головные уборы. Это зависело от того, замужем женщина или нет. Девушки заплетали только одну косу и носили круглый венец вокруг головы. Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку – твёрдую шапочку. Распространённым головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугом, золотыми и серебряными узорами, драгоценными камнями.
Основной обувью крестьян – простых деревенских людей – были лапти, которые плели из лыка, бересты или верёвок. Лыко – это часть коры молодых лиственных деревьев, например липы, а береста – наружная часть коры берёзы.
Вместо чулок носили онучи – куски плотной ткани, которые наматывали на ноги и на них надевали лапти.
Мужчины тоже одевались не так, как сейчас. Они носили рубахи – косоворотки. Ворот имел впереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застёгивался на пуговицы. Такую рубаху носили навыпуск и обязательно подвязывали узким пояском с кистями. По вороту и подолу мужские рубахи часто украшали вышивкой. С рубахой носили порты – штаны, зауженные книзу и заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями. Поверх рубахи мужчины надевали камзол – это одежда без рукавов, чаще короткая, или кафтан – с длинными рукавами без застёжек. Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу. Зимой носили шапки-колпаки, малахаи.
Одежду украшали вышивкой-оберегом. Считалось, что оберег оберегает от беды. Вышивали разные узоры – изображения птиц, коней, деревьев. В старину люди считали, что изображение птицы, приносит радость, добро.
- Повторим слова, которые употребляли славяне, называя ту или иную одежду. Составим словарик из таких слов:
славяне, сарафан – косоклинник, понёва, душегрея, телогрея, кичка, кокошник, лапти, лыко, береста, онучи, рубаха – косоворотка, порты, малахай.
- А кто скажет, во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
- Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, а в руках щит и меч)
- Из чего делали такую одежду? (Из металла)
- Почему? (Она защищала)
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА
- А какая одежда на черепахе? (Современная)
- Подумайте и обсудите в парах, всегда ли мы одеваемся одинаково. Какая одежда нужна нам для разных случаев?
Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая – своя одежда.
- Сравните одежду людей, изображённых на рисунке. Назовите предметы одежды каждого вида. Где человек может появляться в такой одежде?
1. Беседа
- Подумайте, почему одежду следует беречь.
- Как нужно ухаживать за своей одеждой?
- Отгадайте загадки об одежде и попробуйте определить, какая это одежда : домашняя, спортивная, рабочая или деловая.
Надеваю для покоя, а снимаю для учтивости. (Халат)
По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (Штаны)
Один вход, три выхода. (Рубашка)
Но бывают случаи, когда можно приходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше.
Как думаете, что это за такие случаи? (это маскарад и маскарадные костюмы)
Маскарад – это бал, гулянье, участники, которого надевают маски, костюмы.
- А когда у нас был бал – маскарад? (на Новый год)
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Ответы на вопросы учебника (с. 21, в рамке)
Оцените свои достижения
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Рекомендации для занятий дома. Нарисуйте эскиз костюма или платья для учёбы в школе, домашней одежды, костюма для карнавала.