Присмотрова Светлана
Книжный уголок в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Присмотрова Светлана Борисовна, воспитатель
Книжный уголок в подготовительной группе.
Педагогическое обоснование целей и задач, учет возрастных особенностей.
Согласно ФГОС предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой. Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении — книжный уголок.
Публикация «Книжный уголок в подготовительной группе» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2019
Цель организации книжного уголка в группе — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Задачи:
• развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д. ;
• формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны;
• знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры;
• рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей;
• изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.
Подбор литературы и педагогическая работа соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. В частности в моей подготовительной группе : -Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине помещаю одновременно 10-12 разных книг.
Оригинальность идей и содержания, новизна.
Что такое уголок книги? В моей группе это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Оформлению уголка книги я проявляю индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены в моём случае, это удобство и целесообразность. В моей группе уголок книги уютный, привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В нашем уголке ребенок имеет возможность
- самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
- внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги я имею возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Дидактическая ценность, возможность использовать в массовой практике.
Как я рационально организовала уголок книги.
1. Уголок книги расположила вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Продумала правильное освещение: естественное (вблизи окна).
3. Осуществила различные варианты оформления книжного уголка : полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Отобрала книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей:
- 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
- Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги выставляю стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
- Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т. д.
- На витрине выставляю произведения, с которыми в данное время детей знакомим на занятиях.
- Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).
- Кроме того, в уголок книги иногда помещаю интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые читаю в группе в течение длительного периода времени.
Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книга на витрине? Нужны ли тематические выставки книг? Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
В уголке устраиваю тематические выставки книг. Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников, книг Л. Толстого, С. Маршака и др. Правила, которые я соблюдаю при организации тематической выставки. Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.) Особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния. Выставка непродолжительна по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она длиться не более 3-4-х дней, т. к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.
Я систематически создаю в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями. Привлекаю детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, я тем самым формирую умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращаю их внимание на то, как изображены главные герои и т. п.
Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры: «Собери картинку», «Какой герой исчез» и др. Литературные игры развивают воссоздающее воображение, заставляют проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивают связанную речь. Предлагаю детям небольшие викторины, которые помогают определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, задаю следующие вопросы: В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»? В каких сказках действие происходят в лесу? В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.? На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.
В играх использую выдержки текста и вопросы варьирую.
1. Читаюя отрывок.
2. Вопросы: Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете?
3. Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т. п.).
4. Кто из литературных героев путешествовал по воздуху?
5. В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?
Для детей, которые умеют читать, картинки заменяю словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК. Также, читающим детям раздаю отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос. Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
Игры, построенные по принципу игры в «Города». Также называем литературных героев и т. д.
Размещение специализированного уголка книги отвечает концепции построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей в системе дошкольного образования. В подготовительной группе подобран богатый книжный материал, соответствующий возрасту детей, обмен которого так же проводится в сотрудничестве с семьями воспитанников, меняется в соответствии с тематикой недели. Есть и активно используются детьми для сюжетно-ролевой игры «Книжкина аптечка» и «Библиотека». Подобран богатый материал аудио и видео записей со сказками, рассказами. Для детей представлена периодические издания.