Галина Герасимова
Ключевые позиции современного занятия в контексте развития личностного потенциала
Развитие социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики всецело зависит от повышения личностного потенциала подрастающего поколения.
Современное развитие экономики, науки, культуры, социально-духовной сферы жизни тре-
бует, чтобы специалисты были наделены качествами всесторонне развитой личности. Возрастает роль интеллектуального труда, в связи, с чем повышаются требования к образовательному уровню человека, к развитию его творческих возможностей, способностей,
профессиональных качеств, то есть к личностному потенциалу человека.
Публикация «Ключевые позиции современного занятия в контексте развития личностного потенциала» размещена в разделах
В условиях современного образования особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования будущего специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству в ходе самоопределения и определения стратегии своего личностного и профессионального роста. Данные векторы исследования компетентно ориентированного подхода нашли отражение в многочисленных работах, опубликованных за последние пять лет отечественными педагогами: А. В. Баранниковым, В. А. Болотовым, М. Г. Воровщиковым, И. А. Зимней, В. В. Краевским, О. Е. Лебедевым, В. В. Сериковым, М. А. Холодной, А. В. Хуторским, Т. И. Шамовой и другими учёными
Целью компетентностного подхода в образовании является формирование ключевых компетенций будущего специалиста.
Важнейшие задачи воспитания - формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у воспитанников компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Содержательная характеристика личностного развития, данная Б. Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что воспитанники должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Универсальные компетентности широкого спектра использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.
Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:
• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
• компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
• компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
• компетентность в бытовой сфере;
• компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций в сфере воспитания, формированию которых придается важное значение:
• политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
• межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими [18].
Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения, адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно [19].
В европейском образовании нередко говорят о социальных и персональных компетенциях.
Первые - это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими.
Вторые - это готовность и способность личности : выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.
Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.
Воспитательные возможности современного занятия в формировании ключевых компетенций воспитанников.
Согласно компетентностного подхода занятие, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерактивной форме.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить воспитанников к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.
Самостоятельность воспитанников в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию, что согласно Концепции модернизации российского образования определяется важной задачей воспитания. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают :
• методы, которые с одной стороны - необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение;
• метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
• метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
• метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
• метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у воспитанников в воспитательном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:
• ценностно-смысловых;
• общекультурных:
При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.
Согласно компетентностного подхода занятие, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерактивной форме.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
Технологичной рефлексивной формой воспитывающей организации учебного процесса является технология педагогических мастерских. Общий алгоритм работы в мастерской выглядит следующим образом:
• «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние воспитанника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий; создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
• «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.
• «Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.
• «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
• «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого – свой.
• «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.
Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека.
Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода педагога и учащегося выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.
Условия реализации принципа:
-добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;
- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;
- подготовленностью детей к социальной самозащите;
- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;
- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;
- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем;
- постарайтесь увидеть в каждом воспитаннике ЛИЧНОСТЬ;
- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;
- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и воспитанников;
- делайте интернат родным для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- помогайте друг другу: педагоги и воспитанники - члены одного коллектива;
- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;
- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;
- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог «рождает» равнодушных воспитанников!
- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями воспитанников в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- открывайте перед детьми принципиально новые «измерения» мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- вводите воспитанников в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
Литература
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. –19-27 с.
2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. –3-14 с.
3. Васильева З. И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. –18-20 с.
4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
5. Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. –40-45 с.
6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. –3-13 с.
7. Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. –62-68 с.
8. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.
9. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. –39-43 с.
10. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. –30-36 с.
11. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. –12-17 с.