Ирина Карагод
Механизмы личностного развития дошкольников. Информация для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития ребенка. развитие – фундаментальное понятие диалектики, которое сегодня становится объектом не только психологии, но и педагогики.
Развитие понимается нами как совокупность закономерных изменений, которые приводят к появлению нового качества.
Публикация «Механизмы личностного развития дошкольников, Информация для воспитателей и родителей» размещена в разделах
Дошкольный возраст – фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопление психических новообразований, освоения социального пространства. Не случайно Д. Б. Эльконин назвал детство самоценным “периодом взросления”. Вместе с тем дошкольное детство нельзя рассматривать как переходный период, подготовку к взрослости. Это период накопления, создания личности. По этому поводу Л. Н. Толстой говорил, что от рождения до пяти лет – целая пропасть, а от пяти до восемнадцати – всего один шаг.
По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности дошкольника происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, средств массовой информации и др., так и вследствие внутренней работы над собой. Извне можно стимулировать внутреннее развитие ребенка в желаемых направлениях и тормозить некоторые нежелательные тенденции его воспитания. Управление развитием дошкольника извне – это социальное развитие личности ребенка, а изнутри, развитие по д воздействием самого себя, - личностное. Полное управление развитием дошкольника извне нерезультативно, так как не учитывает желания и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающим организацию деятельности, обобщение, проектировку отношений, возникающую в среде дошкольника.
Эффективность управления воспитательным процессом ДОУ зависит от гармоничного сочетания двух управленческих составляющих – воздействия извне и изнутри. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для личностного развития это наиболее значимый компонент. Современные психологи определяют саморазвитие как активное, последовательное и необратимое качественное изменение психического качества личности. По мнению Г. А. Цукерман, “саморазвитие – это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мое “Я” – самость” [3].
В ходе личностного развития ребенок раскрывает свои потенциалы, материальные предпосылки появления новых актуальных свойств и характеристик, присваивает культурные ценности, входит в культуру и жизнь общества, поэтому педагогу важно знать о механизмах личностного развития дошкольника.
Известно, что механизмом личностного развития и саморазвития ребенка является рефлексия, которую принято считать самой важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого се6бя, что в первую очередь обуславливает понимание им других людей и мира в целом. Рефлексивность понимается нами как способность личности за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие.
Одновременно рефлексия – глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне рефлексии нет полноценного личностного развития. Этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте. На данный период объектом рефлексии выступает опыт знаний ребенка о своих возможностях и каких-либо преобразованиях в предметном мире и самом себе. Кроме того, это и опыт ориентации на определенные условия работы, условия и уровень достижения успеха, опыт сотрудничества, соотносимый с умением осуществлять, налаживать сотрудничество, коллективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Овладение рефлексией – процесс многослойный. И. Н. Семенов выделил три уровня развития рефлексии : операциональный, предметный, личностный.
Рассмотрим, как происходит процесс рефлексии у дошкольника. Вначале ребенок осваивает операциональные навыки: умение понимать, воспринимать поставленную перед ним задачу. Этот уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие, т. е. деятельность выступает становления рефлексии. осмысленность деятельности ребенком уже является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления. Следующий уровень – предметный, который непосредственно обеспечивает выявление ребенком сущности предмета, законов его функционирования и развития. На данном уровне дошкольник начинает овладевать методами познания. Достигнув этой позиции, ребенок делает знание своим орудием, а воля к выполнению деятельности становится внутренним механизмом ее совершения. Таким образом, развитие сознания ребенка идет послойным “наращиванием” рефлексивных уровней: в ходе своего развития ребенок рефлексирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту.
Необходимой гарантией успешного личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является оптимальное формирование рефлексии на внешние практические действия. На данных действиях следует упражнять и отрабатывать рефлексивный механизм, чтобы в дальнейшем его можно было перенести на познавательные процессы и поведение в целом. Рефлексивная деятельность позволяет ребенку осознать свою индивидуальность и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов.
У дошкольника развитие рефлексии осуществляется согласно общим психическим закономерностям развития деятельности, сформулированных А. Н. Леонтьевым: мотив, операции, способы осуществления деятельности, продукт деятельности. Генезис рефлексии проявляется на всех этапах развития деятельности. Полнота жизненных связей и отношений может воспитывать полноценную рефлексивную личность уже в дошкольном возрасте, поэтому совместная деятельность со взрослыми и сверстниками должна войти в жизнь ребенка, и тогда на основе рефлексии он сможет самостоятельно поставить цель и осуществить новую образовательную деятельность, скорректировать свое поведение с учетом общепринятых норм.
В ходе развития рефлексия у дошкольника действует общий закон интериоризации, благодаря которому осознаются и постоянно сталкиваются общественно значимые цели с личностно значимыми. Однако в силу индивидуальных различий такая интериоризация осуществляется по-разному. Один ребенок может взять на себя ответственность без дополнительной мотивации, другому необходим сильный мотив, прежде чем он проявит не обходимый уровень активности. Из этого следует учитывать не только интеллектуальную, но и мотивационную готовность воспитанника, которая влияет на развитие внутренней активности ребенка и является первейшим условием его личностного развития. Воспитатель зачастую не учитывает собственную активность ребенка, его потребности и интересы, а значит, не учитывает и источники активности самого ребенка, в то время как любая деятельность, в том числе игровая, подразумевает активность, творчество участвующей в ней личности.
Активность следует рассматривать как интеграционную характеристику субъекта деятельности, который способен совершать сознательные действия и поступки, осуществлять самостоятельный выбор, планировать свою деятельность при условии, что у него есть умение осуществлять рефлексию. Таким образом, активность может быть определена как одно из свойств рефлексивности личности.
Развитие личности дошкольника связано, с одной стороны, с усвоением и воспроизводством человеческих ценностей, норм, установок, образцов поведения, в результате чего и складывается детская личность, а с другой стороны, на современном этапе развития общества на первый план выдвигается собственная активность ребенка, обретение социального опыта в ходе активного самопостроения личности. Рефлексия помогает дошкольнику сформировать полученные знания, скорректировать свой образовательный путь. Она дает ребенку опору как личности, помогает выявить его сильные стороны, такие индивидуальные качества, которые станут стержнем личностного роста, определяет его дальнейший путь, избавят от постоянной зависимости от взрослого в реальных жизненных ситуациях.