Мария Чечелева
Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время психология, как наука,занимает все более значимое место. Профессия психолог востребована практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Психологи работают не только в детских образовательных учреждениях и в области здравоохранения, но и в штате многих предприятий.
Специальная психология- отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии. По моему мнению, она занимает особое место в общей психологии, важность которого невозможно преувеличить. Основателем специальной психологии в России принято считать Льва Семеновича Выготского. Именно он ввел такие понятия как «общие и специфические закономерности развития нормальных детей и детей с отклонениями в развитии», «первичный и вторичный дефект», «зона ближайшего развития». Истоки же специальной психологии лежат в рамках такой науки как дефектология. Сама дефектология- это наука о психофизических особенностях развития детей с психическими или физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания. Важность специальной психологии не вызывает сомнений, стоит только взглянуть на разделы, которые она рассматривает. Это и тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология лиц с нарушением опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, со сложными недостатками развития, с расстройствами эмоционально- волевой сферы.
Публикация «Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии» размещена в разделах
К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Как же эти слова актуальны сегодня. К большому сожалению, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей с теми или иными нарушениями в развитии, или как их часто называют «особенных» детей. Это связано и с неблагоприятным экологическим окружением, и с «неправильным» образом жизни современных людей, с постоянно ускоряющимся темпом повседневных проблем и т. д. На фоне этого растет потребность общества в специалистах, которые помогут диагностировать на ранней стадии нарушения развития, а как следствие успешно адаптировать ребенка к социуму, дать возможность чувствовать себя частью этого самого социума. Ранняя диагностика имеет огромное значение для таких детей, чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем значительнее будут «сглажены» нарушения или полностью компенсированы. Специальная психология дает нам возможность понять «особенных» детей, увидеть, услышать или даже ощутить этот мир как они. Понять их образ мышления, особенности памяти, восприятия, внимания, развития личности и речи. Быть не таким как все- огромное испытание для ребенка, особенно страдает, в первую очередь, психика маленького человечка. Для каждого важно найти того или тех кто тебя понимает, понимает твои переживания и проблемы, а для них это архиважный момент. Можно даже сказать, судьбоносный- проводя коррекционную работу с ребенком, психолог дает ему шанс на полноценную жизнь в обществе.
Не могу не сказать и про неоценимую помощь, которая оказывается специальными психологами семьям с детьми, которые имеют нарушения развития. Это всегда тяжелое испытание для родителей и близких родственников- рождение «особенного» малыша и многим без помощи специалистов не справиться. Такой ребенок требует особого и ежеминутного внимания и участия, а родители не в состоянии бывают ему это дать из-за надломленности собственной психики, нередки случаи депрессивного состояния или испытываемого чувства вины. Психологи помогают семье понять своего малыша, объясняют особенности его поведения, развития, каких-то особенности определенных действий или же их отсутствие. А главное, они вселяют в родителей надежду, что их вера, любовь и конечно постоянная деятельность с маленьким членом семьи могут сотворить чудо. Ведь мы до сих пор не знаем точно, на что способен организм человека, какие резервы в нем скрыты.
В написанном мною выше я пыталась показать как важна специальная психология, как наука, и как востребованы сегодня специалисты данной сферы. А главной проблемой на сегодняшний день, самой наболевшей, самой острой я считаю катастрофическую нехватку таких специалистов. В крупных городах, мегаполисах этот вопрос стоит остро, а что говорить про периферию! Во многих населенных пунктах о таких «узких» специалистах и не слышали. Но даже там, где есть коррекционные дошкольные учреждения или коррекционные классы в общеобразовательных школах существует масса проблем. Главная из них, что именно специальных психологов практически нет, педагогов со специальным образованием- минимум. В такие учреждения и классы собираются все «неудобные» дети. А под этот термин попадают многие: дети с нарушением речи, гиперактивные или, наоборот, замкнутые ребята, малыши с задержкой психического развития, дети трудно усваивающие учебный материал. Более активные родители пытаются самостоятельно искать выход из таких ситуаций, но не всем это под силу, а многие вообще не считают это проблемой. Ведь от проблемы проще отвернуться, чем начать её решать. Поэтому, заканчивая свое размышление, хотелось бы надеяться, что в нашей стране в ближайшем будущем все таки произойдет перелом в лучшую сторону в решении данной ситуации. Ведь дети- это наше будущее, как бы банально это не звучало. И каким это будущее будет- зависит только от нас, от нашего отношения ко всем детям- обычным и «особенным»- сегодня.