Ольга Колбасова
Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»
Актуальность темы
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Публикация «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:
• способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
• развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;
• способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
• воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство. Интегрированные занятия: музыка – рисование; развитие речи – рисование; музыка – развитие речи – рисование.
Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста – это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.
В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).
Цель интегрированной образовательной деятельности – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительной деятельности).
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
• дидактические игры;
• метод эстетического убеждения и эстетического выбора на формирование эстетического вкуса: подбор иллюстраций на темы;
• традиционные методы: подражание, диалог, беседы по картинками, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, круглый стол;
• оформление выставок детского творчества;
• метод сенсорного насыщения: цветовые ПАННО, ШКАЛА ПАЛИТРЫ, еженедельная выставка цвета и формы;
• методы двигательной активности: физминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; пальчиковая гимнастика;
• слушание музыкальных произведений;
• методы сотворчества (коллективные работы);
• включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
• использование нетрадиционных техник рисования.
Алгоритм образовательной деятельности с использованием интегрированного подхода:
• Организационный момент: Чтение детской литературы, прослушивание музыки, наблюдение за природой.
• Введение в тему: загадывание загадок, разыгрывание эпизодов сказок, этюдов, театр на фланелеграфе, дидактические игры «Составь узор», «Подбери цвет к форме», «Чем это нарисовано?»
• Использование большого ассортимента практического материала: природного, атрибутов нетрадиционного рисования, бросового материала и т. д.
• Физкультминутка.
• Практическая часть: практические действия со способами и приемами рисования, закрепление их отдельных элементов.
• Итог. Рефлексия: закрепление полученных навыков и знаний посредством создания индивидуальных, персональных, коллективных работ, совместных сюжетно-ролевых игр, викторин «Угадай, что нарисовано», «Разбери картину на этапы рисования».
• В конце образовательной деятельности проводится ее анализ педагогом, самими детьми, организуется мини-выставка творческих работ детей. В конце года проводится итоговое занятие.
Педагогические задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество».
• Разработать перспективный план работы с детьми.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
• Подготовить (провести) консультации для педагогов.
• Подготовить (провести) консультации для родителей.
• Подготовить отчет по теме самообразования.