Татьяна Германская
Консультация для родителей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры и их значение в жизни ребенка»
Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры и их значение в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира).
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.
Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а также на прогулках, в играх. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Д/и «Подбери по цвету».
Цель: развитие логического и творческого мышления детей, развитие мелкой моторики рук, формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.
Игровая деятельность:
1. Ребёнку предлагается разложить цветные кружочки в баночки соответствующие по цвету крышки.
2. Предложить ребёнку самому придумать узор из цветных кружков.
Д/и «Собери бусы».
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; Формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; Развитие усидчивости.
Оборудование: цветные веревочки, колечки от счет покрашенные в основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный) .
Игровая деятельность:
1. Ребёнку предлагается собрать бусы по цвету верёвочки;
2. Собрать разноцветные бусы по желанию ребёнка;
3. Собрать бусы с чередованием двух цветов, трёх цветов;
Д/и пособие «Дерево».
Цель: закрепление знания сезонного состояния дерева.
Развитие моторики руки, воображения, восприятие цвета.
Оборудование: картон вырезан в виде дерева, обклеен цветной бумагой. По всей кроне дерева приклеены горлышки от пластиковых бутылок, на горлышки завинчены пробки.
Игровая деятельность: ребенка попросить подобрать пробки в соответствии по сезону: лето - зелёные, осень - желтые, зима - белые, весна - коричневые.
Д/и пособие «Штопка».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие внимания детей, воображение, фантазию, воспитывать усидчивость.
Оборудование: решётка хозяйственная пластиковая, цветные тесёмки с наконечниками от шариковой ручки.
Игровая деятельность: наконечник продевать в отверстия, создавать различные дорожки, узоры.
Д/и «Скручивание ленты».
Цель: укрепление и развитие детской руки, формирование игровой и учебно-практической деятельности.
Оборудование: атласные ленты до 80 см., разного цвета.
Один конец ленты закреплён на палочке (карандаш) с выступающими концами.
Игровая деятельность:
1. Ребёнок закручивает ленту на палочку;
2. Игра в паре «кто быстрей»;
Д/и «Шарики».
Цель: развивать умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: из картона вырезаны шарики, обклеены цветной бумагой;
верёвочки соответствующего цвета.
Игровая деятельность:
1. Завязать веревочку соответствующую шарику.
Д/и с крышками:
«Разложи по цвету», «Чередование крышек по заданию», «Мозаика», «Составь узор».
Задачи: закреплять знание цвета, формы, размера;
Развивать мелкую моторику рук; воображение.
Игры с прищепками
Цель: обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательную активность детей.
Оборудование: разноцветные прищепки, из картона вырезаны различные предметы (ёлка, ёжик, солнышко) обклеены цветной бумагой.
Игра «Шумелки»
Цель: учить дифференцировать не речевые шумы, находить одинаковые
по звучанию, развивать логическое мышление, внимательность, память
Оборудование: баночки наполненные разными наполнителями по парам,
при встряхивании производят звук.
Игровая деятельность: найти одинаковые по звуку баночки, с одинаковыми наполнителями.
Д/и «Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: пластиковые баночки с крышками, на крышке изображён колобок с отверстием на месте рта, фасоль (или другой материал) .
Игровая деятельность: ребёнку предложить накормить колобка.
Игра «Угости куклу соком»
Цель: развивать координацию руки ребёнка, обогащать словарный запас ребёнка (сок яблочный, вишнёвый, клубничный)
Оборудование: пластиковые бутылочки небольшого размера, к крышке закреплена верёвочка на конце которой привязана пуговица с изображением какой-либо ягоды (вишня, клубника, яблоко)
Игра «Парикмахерскя»
Цель: прививать эстетический вкус.
Оборудование: карточки с изображениями детских лиц, карточки с изображениями причесок.
Игровая деятельность: предложить детям поменять прически, какая из причесок больше подходит.
Пересказ сказки «Репка»(любой другой сказки)
(упражнение на дыхание)
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активация губных мышц
Оборудование: планка с привязанными тесёмками по количеству
персонажей сказки, к концам тесёмок крепятся изображения героев сказки
Игровая деятельность: во время рассказывания сказки взрослым ребёнок дует на героя сказки.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешной адаптации детей раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.