ГИЛЬДАНОВА РАЛИЯ
Классный час в 3 классе «Ответственность»
Классный час в 3 классе по теме : «Ответственность».
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-уметь проводить самооценку;
Публикация «Классный час в 3 классе „Ответственность“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
• Совместно с учителем составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
• Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
• Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
• Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Оборудование: презентация «Что значит быть ответственным»; раздаточный материал (ситуации) (приложение1); Рассказ А. Гайдара «Совесть», выставка книг;
карточки «Шкала ответственности» (приложение 2) .
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой. -Дети, посмотрите на этот тёплый рисунок.
Это солнышко дарит нам не только тепло, но и хорошее настроение. Улыбнитесь ему, так как оно улыбается вам, улыбнитесь друг другу.
2. Сообщение темы беседы
-Сегодня на классном часе мы собрались для очень важного разговора. Вы должны быть внимательными, активными, слушать и слышать друг друга.
Несколько дней назад вы познакомились с рассказом Пантелеева «Честное слово». Кому он понравился? Кто кратко расскажет, о чем рассказ?
-Почему мальчик не оставил свой пост?
-Какие качества характера вызвали у вас уважение? (честность, сила воли)
-Это правильно, но у этого мальчика есть еще очень важное качество характера, чтобы понять, какое, прочитаем цитаты из рассказа.
–Кто догадался? Конечно, это -ответственность.
- Каким можно назвать поступок мальчика?
(ответственным).
- Тема классного часа? Ответственность
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на сегодняшнем классном часе?
-Что такое ответственность?
-Что значит быть ответственным?
- Что необходимо делать, чтобы стать ответственным человеком?
3. Работа по раскрытию темы.
а)Объяснение значения слова-ответственность
-- Давайте разберемся, что же такое ответственность? Подберите однокоренные слова : ответ, отвечать. А за что?
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
- Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом открывали дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее выбежать на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию, в результате чего пострадал другой человек.
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной. Таким образом, каждый должен поступать ответственно, т. е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
-Значит, ответственность –умение отвечать за свои поступки и слова.
-Ответственность-необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, а также обязанность отвечать за их возможные последствия.
Поступки бывают непоправимые и поправимые житейские. Какие, по-вашему, поступки следует отнести к непоправимым, а последствия каких действий можно исправить?
Убийство, предательство, неверное лечение, клевета, неоказание помощи ; опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-либо, разбитая ваза, полученная «2»- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
- Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Все дела необходимо продумывать заранее, чтобы потом не пожалеть о содеянном. Какие черты характера приводят к непоправимым поступкам.? А вспомним сказки…
1. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания)
2. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть к красоте и молодости Ивана)
3. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»? (Болтливость)
4. Что погубило раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Жадность, жажда наживы)
5. Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? жадность
Такие черты характера приводят к плохим поступкам.
-Что же такое ответственность?
-Какая ответственность в школе легла на ваши плечи?
(ходить в школу, выполнять поручения, д/з, соблюдать правила поведения в школе и правила дор. движения)
б)Работа с иллюстрациями на экране.
-Посмотрите на экран и с кажите, кто из мальчиков поступает ответственно и почему?Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
-Как безответственный поступок может повлиять на самого мальчика? -На его одноклассников? -На учителя? Что посоветуем этому мальчику?
в)Физкультминутка. Игра «Карабас» Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. (3-4 раза)
г) Разбор ситуаций Работа в парах
- Перед кем мы должны нести ответственность?
(одноклассники, учителя, родители)
Давайте вместе разберём несколько ситуаций. У вас на партах листочки, на которых описаны различные ситуации. Прочитайте и обсудите их в парах. А потом мы поделимся друг с другом своим мнением.
-Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но вдруг за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв про уроки.
- Как повлияет этот поступок на самого ученика?
- Подумал ли мальчик о последствиях?
- Как нужно было поступить?
-Ученик пришёл в школу и забыл дома тетрадь с домашним заданием? Учитель спросил его, почему так случилось? Как ответит самостоятельный ученик?
Самостоятельный, ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам - это обязанность учеников, а не их родителей.
Бывает так, что маленькие дети поступаю т безответственно потому, что не знают, к чему приведёт тот или иной поступок. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т. к, знает, к чему это может привести.
- Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в одном экземпляре. Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите: а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
- Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как вы поступите: а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в) пойду гулять, а потом помою посуду.
-Для чего нужно поступать ответственно? Что значит, быть ответственным?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
д) Решение проблемных ситуаций. Обсуждение в группах
1группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2группа. К чему приведет безответственное решение летчика?
3группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?
- Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.
- Какие качества характера свойственны ответственному человеку? Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
честность, мужество, неискренность, общительность замкнутость, доброта недоброжелательность, внимательность равнодушие, трудолюбие лень, боязнь трудностей, активность. ,
е)Работа с литературным материалом.
В литературе много встречается произведений, в которых тоже можно встретить героев, обладающих таким качеством характера.
- Вспомните, какие произведения описывают поступки, в которых герои проявляют такое качество, как ответственность( «Тимур и его команда» А. Гайдар, Гераскина «В стране невыученных уроков», Сент Экзюпери «Маленький принц» «Дядя Фёдор …» Э. Успенский….)Эти книги помогут вам разобраться в таком качестве, как ответственность, помогут стать ответственным человеком….
-А сейчас мы послушаем маленький и поучительный рассказ Аркадия Гайдара «Совесть»
1. Почему Нина Карнаухова решила не ходить в школу? (не выучила уроков)
3. Почему малыш с букварем не пошел в школу? (его напугала большая собака)
4. Почему Нина отвела малыша в школу? (он показался ей забавным, ему нужна была ее помощь)
5. Почему плакала Нина? (ее грызла беспощадная совесть)
6. Что такое совесть? (чувство ответственности за свои поступки перед людьми и обществом)
7. Какой проступок совершила Нина?
8. На кого и как повлиял безответственный поступок девочки? (на нее саму, ей было очень плохо и горько на душе)
ж)А теперь давайте поговорим о нас. Подумайте, когда вы поступали
ответственно, приведите примеры, какие чувства испытывали?
- Как вы себя чувствовали, поступив безответственно, как и Нина –героиня рассказа
(Показать плакат с 1 апреля, объяснить, почему такие места, опоздания в 3 классе)
4. Заполнение шкалы ответственности. Перед вами «шкала ответственности» С помощью неё оцените себя, как вы считаете, насколько ответственны вы. Красным кружком.
, ответственно.
,не всегда ответственно (есть и то и другое)
, Безответственно.
А теперь пусть вашу ответственность оценит сосед по парте синим кружком.
(Дети приклеивают подготовленные кружки на шкалу)
-Давайте посмотрим, кто же в наших классах самые ответственные?
-Кому надо задуматься над своим не совсем ответственным поведением?
5. Подведение итогов занятия.
Вернёмся к началу урока. Ответим на вопросы. :
-Что такое ответственность?
-Что значит быть ответственным?
- Что необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?
(научится отвечать за свои поступки)
Ответственный человек – это, тот, кто управляет своим поведением. Каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение.
6. Рефлексия.
На классном часе я понял…Сегодня я задумался…Я решил….