Римма К
Классный час «Славься, Отечество наше» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеурочного занятия
МБОУ «Школа №5»
Учитель начальных классов Курочкина Римма Хасановна
Тема занятия: «Славься, Отечество наше!» 3 класс
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Образовательная цель: формировать умения добывать информацию из дополнительных источников, создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающая цель: формирование у детей образа родной страны, края, как Родины; формирование понятий «символ», «герб», «флаг», «гимн», формирование умения объяснять эти понятия; развитие исследовательских навыков.
Воспитательная цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к Государственному гербу Российской Федерации.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «родина», «символы»; уважение к своей малой родине, ее символам, чувство гордости за то, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «родина», «символ», «герб», «флаг», «гимн».
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах (ватман, изображения символов России)
Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивацион
ный этап (1-2 минуты) Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас сегодня, накануне праздника Дня народного единства.
Сильная независимая держава с вековыми традициями, которой восхищается весь мир, - это наша Родина, наша Россия. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
- Кто подготовил стихотворение о Родине?
Звучит гимн Российской Федерации
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из-за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
А. Прокофьев «Цвети наша Родина»
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
- Мы жители прекрасной планеты Земля. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть моря и океаны, горы и леса, степи и пустыни. Об этом рассказывают космонавты (люди, побывавшие в космосе).
Разные народы живут в разных государствах. Вы конечно же слышали названия многих из них. Это Англия, Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Китай и многие-многие другие.
А наше государство называется Россия. Здесь живут люди многих национальностей. Главный город — столица России — Москва. Здесь работает глава нашего государства — Президент. Здесь находится Правительство Российской Федерации.
Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?
- Давайте послушаем, какую замечательную статью подготовила Маша.
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
- Каждая страна имеет свои символы. И наша - тоже. О чем вы сегодня узнаете?
- В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.
- Известный русский
педагог К. Д. Ушинский писал:
«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы
зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и
всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим
хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она
защищает и бережёт нас от всяких врагов.»
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать — одна у нас и родина.»
- Мы будем говорить о России.
- О символах нашей Родины.
- О флаге, гербе, гимне Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
3. Этап открытий новых знаний.
(20 мин) - С этими словами трудно не согласиться, как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами Государственности России?
- Ребята, а где вы видели изображения герба и флаг
- Гербовой печатью скрепляют все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.
- Сегодня мы поближе познакомимся с символами России, а помогут нам в этом архивариусы.
- Гербы создаются по чётким правилам.
Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита.
-А вы видели герб? Где?
- Следующий официальный символ России - государственный флаг. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. Давайте послушаем нашего следующего архивариуса.
- Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко. (красным)
- О каком символе нам осталось спросить у архивариуса?
- Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем
- В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной святыне своей Родины
- Флаг, герб, гимн.
- Он изображён на паспорте граждан РФ, на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах.
- Герб – главный символ любого государства. Что такое герб? Корень этого слова встречается во многих славянских наречиях в значении «Наследник», «наследство». Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном.
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения
были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Герб состоит из желто-золотого орла с двумя головами с фоном из красного щита. На обе головы надеты короны, над ними еще одна большая корона. Лента соединяет их. В правой лапе орла находится скипетр, в левой – держава в форме шара с крестом. На груди орла изображен красный щит, а на его фоне Георгий Победоносец – всадник, который побеждает копьем змея.
- на свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах
- Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
21 августа День Государственного флага России.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?
на Руси белый цвет означал мир, чистоту, совершенство;
синий - цвет неба, значит верность, постоянство;
красный- олицетворяет энергию, силу, честность, огонь и кровь, пролитую за Отечество.
21 августа День Государственного флага России.
Цвет нашего флага коротко называют «бесик» (бело-сине-красный флаг)
- (белом)
- (синий)
- (красным)
- Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
- О гимне
- Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В. Путиным от 30.12.2000 г., т. е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века. Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
4. Рефлексия
(10 мин)
- Подведем итоги 1. Назовите государственные символы?
А. Береза, ромашка, матрешка
Б. Герб, гимн, флаг
В. Плакат, баннер, вывеска
2. Что изображено на гербе России?
А. Золотой двуглавый орел
Б. Меч
В. Змей
3. Что держит в своих лапах двуглавый орел на гербе России?
А. Копье
Б. Скипетр, держава
В. Корона
4. Кто изображен на груди орла?
А. Петр I
Б. Георгий Победоносец
В. Воин
5. Что означает слово «гимн» в переводе с греческого языка?
А. Красивая песня
Б. Торжественная песня
В. Веселая песня
6. Назовите автора музыки современного гимна России?
А. Дмитрий Борисович Кабалевкий
Б. Александр Васильевич Александров
В. Александра Николаевна Пахмутова
7. Назовите автора текста слов гимна России?
А. Сергей Владимирович Михалков
Б. Сергей Александрович Есенин
В. Лариса Алексеевна Рубальская
8. В какое время по радио звучит гимн России?
А. В 06: 00 и 12:00
Б. В 06: 00 и 00:00
В. В 12: 00 и 00:00
9. Как слушают гимн России при его торжественном официальном исполнении?
А. Все встают, а мужчины снимают головные уборы
Б. Все прикладывают правую руку к сердцу
В. Исполняют народный танец
10. В каких случаях принято исполнять гимн России?
А. Во время фестивалей
Б. На торжественных мероприятиях
В. На балах
11. Какое слово у восточных славян означало флаг?
А. Заря
Б. Стяг
В. Полотнище
12. Что означало слово «стяг»?
А. Стягивать войско, объединять в бою
Б. Фамилию полководца
В. Стеганое полотно
13. Из каких цветов состоит флаг России?
А. Белого, синего, красного
Б. Голубого, белого, зеленого
В. Красного, белого, зеленого
14. Как часто называют флаг России?
А. Цветной
Б. Триколор
В. Трехцветный
15. Как расположены полосы на флаге России?
А. Вертикально
Б. Горизонтально
В. По диагонали
16. Что символизирует белый цвет на флаге России?
А. Воля к мирной жизни
Б. Готовность отдать кровь за свою родину, защищая ее
В. Мир, совершенство, чистота и непорочность
17. Что символизирует синий цвет на флаге России?
А. Постоянство, вера и верность
Б. Готовность отдать кровь за свою родину, защищая ее
В. Чистота стремлений народа России
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.