Ирина Шелемба
Классный час для учащихся 3–4 класса «Тема дружбы в произведениях русских писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час
«Тема дружбы в произведениях русских писателей»
Цели:
1. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
2. Формировать у учащихся приёмы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
3. Способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
Публикация «Классный час для учащихся 3–4 класса „Тема дружбы в произведениях русских писателей“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Дружба. Учимся дружить
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Литературная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
4. Способствовать развитию умения учащихся работать в группе.
Участники: учащиеся 3- 4 класса, классный руководитель МКОУ ООШ с. Щёткино Шелемба И. Н.
«Трусливый друг – страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л. Толстой)
Ход классного часа
1. Создание психологической комфортности на занятии
- Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята по кругу говорят пожелания друг другу).
2. Введение в тему
Составление пословиц о дружбе.
(Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами)
- Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
1-я группа. «Старый друг лучше новых двух»
2-я группа. «Без друга на душе вьюга»
3-я группа. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
- Какая тема объединяет эти пословицы? (Тема дружбы)
- А что такое дружба?
- Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля дано такое определение дружбы : «Бескорыстная стойкая приязнь» На первое место ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, а также близки его интересы, взгляды на жизнь. Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».
Ребята, когда мы читаем произведения русских авторов, мы не перестаем удивляться той мудрости, которую они нам дарят. Тема нашего сегодняшнего классного часа «Тема дружбы в произведениях русских писателей»
2. Основная часть.
2. 1. Ваши одноклассники подготовили для вас инсценировку русской народной сказки «Лиса и журавль»
(Инсценирование сказки “Лиса и журавль”)
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла, звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашку, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком. Поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его. И понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
- Почему лиса хотела подружиться с журавлем?
- Скажите, поступают ли так настоящие друзья?
- Чему учит нас эта сказка? (За добро платят добром)
2.2. - Ребята, а сейчас послушайте стихотворение А. Л. Барто «Друг».
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка -
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет, меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
- Какой смысл в этом стихотворении имеет слово “друг”? (Товарищ, который помогает другому человеку, но не от души, а за вознаграждение)
- Можно ли мальчиков назвать друзьями?
- Сравните начало и конец стихотворения. Как меняется отношение поэтессы к такому “другу”?
2.3. Притча.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а его семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;
Дружба дороже золота;
Друзья познаются в беде?
- А ещё какие пословицы о дружбе вы знаете?
2.4. А. Л. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы — как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учи —
Ты во всем должна идти.
Другу на уступки».
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!».
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать,
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!».
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!».
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
2.5. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе» :
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
- Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год.
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
- Что такое дружба, по мнению автора?
- С какими его мыслями следует согласиться?
- А с чем вы не согласны?
- А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
2.6. - Объединитесь, в группах составьте шпаргалку для друзей.
Начните так: «Нам нужна помощь друзей, когда (если) :
1___
2___
3. ___
2.7. - Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
- Что же у нас получилось? Проверим.
2.8. - А знаете ли вы, что учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Учёные вывели 10 законов дружбы :
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.
- Какие из этих правил вы уже выполняете? Каким вам ещё нужно научиться?
- Какое правило вам кажется самым лёгким? Почему вы так считаете?
- Какое правило вам кажется самым трудным? Почему вы так считаете?
3. Рефлексия.
Внимательно прочитайте вопросы, выберите ответ и отметьте его знаком «+» :
Вопросы Да Нет
1. Можете ли вы, не задумываясь, сказать, когда день рождения вашего лучшего друга (подруги?
2. Знаете ли вы, как зовут родителей вашего друга (подруги?
3. Знаете ли вы, чем занимается ваш лучший друг (подруга) в свободное время?
4. Знаете ли вы, кем хочет стать ваш друг (подруга, когда вырастет?
5. Рассказывает ли вам ваш друг (подруга) о своих тайнах?
За каждый ответ «да» вы получаете 1 балл. Посчитайте количество баллов.
5 баллов – вы умеете дружить.
4-3 балла - вам нужно быть внимательней к своему другу (подруге).
2 балла - задумайтесь, ваш друг (подруга) нуждаются в вашем внимании и заботе. Вам нужно учиться дружить.
- Я надеюсь, что наш сегодняшний урок запомнится вам на всю жизнь. А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением Р. Гамзатова:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Литература:
О. Н. Курамкина, А. М. Железкина «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы» Москва. «Вако». 2008