Евдошенко Елена Анатольевна
Классный час для учащихся 8–9-х классов «Что такое толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час
для учащихся 8-9-х классов на тему :
Цели и задачи:
Ознакомить учащихся с понятием «толерантность»; показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми и группами; стимулировать воображение подростков в поисках собственного понимания толерантности посредством выработки «научного определения»; посредством экспрессивной формы; с использованием ассоциативного ряда.
Публикация «Классный час для учащихся 8–9-х классов „Что такое толерантность“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Средняя школа, 9 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям, ответственность, гуманность, самообладание и п. т.
Развивать мышление, расширять кругозор.
Здравствуйте, те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте, те, кто молчит!
Встаньте все те, кто общаться готов!
Всё мне понятно без лишних слов.
Здравствуйте!
Все улыбнитесь и тихо садитесь!
Сегодня не зря все вы сели по кругу.
Сказать комплементы должны вы друг другу.
Узнать друг о друге мне помогите,
Передавая цветок, лучшие качества назовите.
Например: Маша, ты самая добрая и внимательная девочка в классе….
Приятно мне видеть то, что вы разные
И что качества у каждого есть прекрасные.
Но ещё приятней, что вы их знаете,
и, наверное, друг друга за них уважаете.
А теперь, передавая цветок обратно,
Будет каждому из вас приятно
Услышать сходство, с сидящим рядом.
Примерно так это сделать надо:
Коля, ты так же любишь футбол, как и я…
Этот несложный, по сути, приём
Вас убедил, наверное, в том,
Что в каждом найдём мы частичку себя,
Если к нему отнесёмся любя.
Ведь очень важно замечать в людях хорошие качества и говорить им об этом открыто, независимо от того, к какой социальной группе или расе они принадлежат, сколько им лет, похожие они на нас или нет.
Уважение к любому человеку начинается уже с того, как вы к нему обращаетесь. У меня в руках мяч. Бросая его каждому из вас поочерёдно, я хочу узнать, как мне желательно к вам обращаться? Какое обращение к вам более приятно?
Меня зовут Лена, но мне нравится, когда меня называют Елена Анатольевна.
Вот мы с вами и познакомились, хотя для этого мне было бы достаточно открыть ваш классный журнал и зачитать вслух ваши имена и фамилии. Почему я этого не сделала?
Потому что при прочтении я могла бы неправильно произнести чью-либо фамилию, что вызвало бы смех в классе. Кому из вас было бы приятно? А так наше знакомство прошло интересно и доброжелательно.
(Беру в руки журнал)
Классный журнал. В нём отражаются ваши успехи и неудачи, одна другую сменяют изученные темы, а за каждой фамилией стоит личность, индивидуум.
(из журнала выпадает письмо, учитель предоставляет право прочесть его ученику класса)
Письмо-обращение к учащимся 9 класса Вышковской школы.
Уважаемые ребята! Очень скоро у вас начнутся выпускные экзамены. Однако, дело в том, что помимо учебных экзаменов вам предстоит сдавать ещё один экзамен по вашему мировоззрению, гражданственности. Готовы ли вы к этому? Нет ли здесь у вас пробелов, которые опаснее, чем грамматические ошибки? Сможете ли вы рассмотреть за множеством успешных людей
одного человека – скромного, простого, одинокого, возможно, чем-то не похожего на вас и протянуть ему руку помощи и дружбы?
Директор школы
Не спешите отвечать на этот, казалось бы, простой вопрос! Сначала давайте рассмотрим некоторые качества личности.
(поочерёдно открываю их на доске)
Ответственность – стремление качественно выполнить
принятое решение, желание принести пользу.
Самообладание – владение собой, управление эмоциями и поступками.
Перперция – умение подмечать и выделять различные
свойства людей, отражающие их внутренний мир.
Эмпатия – сопереживание чувствам других людей,
способность к эмоциональной оценке событий.
Гуманность – уважение к самобытному внутреннему миру человека,
вера в победу доброго начала в межличностных отношениях,
отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма.
Гибкость – выстраивание системы отношений между людьми
на основе владения всей информацией о них.
Рефлексивность – понимание особенностей, достоинств и недостатков каждого человека.
Ответственность +самообладание + перперция + эмпатия + гуманность + гибкость + рефлексивность
Все эти качества свойственны толерантной личности и сегодня мы будем учиться быть толерантными, но прежде поговорим о том, что такое толерантность.
В современном словаре иностранных слов есть латинское название «Tolerantia», которое переводится как терпимость. Значение терпимости в русском языке имеет такое определение :
(на доске) «Терпимость – это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
С. И. Ожегов
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, национальному и социальному происхождению.
Чтобы выявить, есть ли у вас в классе толерантные личности, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, отмечая крестиком свой вариант ответа.
Как ты считаешь, в твоей личности больше достоинств или недостатков? достоинств недостатков Не знаю
А как считают ваши родители? достоинств недостатков Не знаю
Чувствуешь ли ты поддержку родителей? да Не знаю нет
Можешь ли ты рассчитывать на помощь друзей? да Не знаю нет
Часто ли в твоих неприятностях бывают виноваты другие? нет Не знаю да
Считают ли тебя родители ответственным человеком? да Не знаю нет
Могут ли положиться на тебя друзья? да Не знаю нет
Считаешь ли ты, что любое событие, ситуацию нужно оценивать как хорошие или плохие? нет Не знаю да
Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов, недругов или ты считаешь своё мнение более важным? Готов выслушать Не всегда Их мнение не интересно
Часто ли ты прислушиваешься к авторитетному мнению? Не всегда часто Всегда, когда надо принимать решение
Кто является для тебя авторитетом? родители друзья учителя
Любишь ли ты порядок в своих вещах? Не очень да Стараюсь всегда держать вещи в порядке
Позволяешь ли копаться в своих вещах родителям, братьям или сёстрам? да иногда никогда
Хорошо ли ты чувствуешь настроение, чувства других людей? да Не всегда Не очень
Есть ли у тебя чувство юмора? Меня считают человеком с юмором Только когда хорошее настроение Не люблю смеяться над собой
Теперь подсчитайте число баллов в каждой колонке. Каждый ответ – 1 балл. Максимальное число баллов в колонке составляет 15. Если сумма баллов в последней колонке равна 15, то вы относитесь к авторитарной личности, а если в первой колонке – то вы соответствуете требованиям человека толерантного склада.
Проявление толерантности можно наблюдать и у подростков, и у взрослых людей. По данным диагностики, проведённой вами предварительно, я знаю, что в вашей школе обучается
___ мальчиков и ___ девочек
Насчитывается ___ национальностей
Работает ___ преподавателей и других взрослых в возрасте от 30 до 70 лет
Насчитывается ___ многодетных семей
Ваша школа представляет собой маленькую модель всего социума нашего посёлка Вышков. И, возможно, время от времени в ней возникают проблемы межэтнических отношений, конфликты между учащимися и педагогом, травля учащимися одного из учеников школы, класса, неприятие детей другой национальности и п. т.
Чтобы вы с пониманием и уважением относились к окружающим вас людям, понимали состояние и чувствовали внутренний мир другого человека, мы сейчас проведём несколько игр-упражнений.
«Картошка»
Разделитесь на 5 команд по 4-5 человек. Возьмите из моего мешочка один плод. Внимательно его рассмотрите. Положите его обратно в мешочек. А теперь среди всех картофелин найдите его.
По какому признаку вам это удалось?
Что доказывает эта игра?
(Картошка картошке – рознь, как и человек человеку).
Эта игра позволяет задуматься над тем, что люди внешне бывают очень похожи друг на друга. Допустим, китайцы. Но это не значит, что они такие же одинаковые внутри и что нужно избегать общения с ними, чураться их из-за другого цвета кожи и другой национальности.
Сегодня в обществе ярко выражена проблема россизма. Знаете ли вы, что это такое?
Это непринятие русскими людьми людей других национальностей. Отсюда возникают группировки скинхедов – молодых людей, которые преследуют, избивают и убивают людей другой национальности, другого цвета кожи. Они считают, что в России должны жить только русские люди и не видят ничего дурного в своих действиях по отношению к чужеземцам.
Как, по-вашему, правы ли они? Почему?
Проведём другую игру.
«Белая ворона».
Прошу всех образовать один большой круг в центре класса. Проведём жеребьёвку.
(уч-ся берут цветные пробки их мешка, кто взял белую – выходит в центр круга)
Знаете ли вы, кого называют «белой вороной»?
Сегодня вам предстоит побывать ею (в каком-то смысле).
Для этого вам предстоит делать обратное тому, что будут делать остальные.
Например, я дам команду «Смеяться» группе, а вы должны заплакать.
1. Поднять руки вверх! (опускает вниз)
2. Попрыгать на левой ноге. (прыгает на правой)
3. Засмеяться. (плачет)
4. Потопать. (хлопает)
5. Помолчать. (кричит)
6. Нахмуриться. (улыбается)
7. Покричать. (молчит)
8. Похлопать. (топает)
9. Сеть на место. (стоит на месте)
Это трудно – быть не таким, как все?
Плохо быть одиноким?
Кто вызовется ему помочь?
(Участникам завязываю глаза. Затем в руки первому участнику даю резиновый мячик, а в руки второму - яблоко).
Вопросы: Что я держу в руках?
Как вы думаете, это красиво?
Что можно делать с этим?
Вам хотелось бы это увидеть?
Возьмите в руки эту вещицу и расскажите всем о ней.
А теперь вам нужно обменяться рукопожатиями и подарить эту вещь друг другу.
Какими были ваши внутренние ощущения?
Легко ли чувствовать себя неуверенными, не такими, как все?
Приятно ли быть смешным для окружающих?
Ребята, теперь вы немного можете представить, как чувствуют себя слепые люди. А представьте, как несладко приходиться жить тем, кто прикован к инвалидной коляске или кровати!
Никто от той беды не застрахован:
Вчера движенья полон, полон сил,
Сегодня к креслу инвалидному прикован –
Злой рок его желанья не спросил…
Был значим для людей, имел свободу.
Был голова себе и господин.
Сегодня, как за каменным забором,
В своей квартире с горем на один.
Он, как и прежде, хочет быть полезным,
Он хочет полноценной жизнью жить.
Но приговор калёным жжё т железом:
- Теперь тебе лишь небушко коптить!
Работы хочешь? - Нет такой работы!
(с тобою больше будет лишь хлопот.)
Условий хочешь жизненных? Заботы? -
И без тебя хватает нам забот!
Ты о правах своих каких-то мыслишь?
Твердишь, что ты такой же человек? -
Ты был им. А теперь ты просто лишний! –
Так говорит ему жестокий век!
Все эти люди такие же, как и мы. Они тоже мечтают о счастливом будущем: о верных друзьях, о создании семьи, о хорошей работе. Давайте не будем забывать о них, не бояться и не чураться их, а относиться к ним как к себе равным.
Они тянутся к нам, как к железу магнит.
Ожидания теплятся свечи…
Пусть же слово тяжёлое «ИНВАЛИД»
Вам не станет преградой для встречи!
Есть ещё одна категория людей, которые нуждаются в нашем внимании, уважении и особом отношении – это пожилые люди.
Давайте годы уважать,
С почтеньем относиться к возрасту –
Вставать и место уступать,
Привычно делать это попросту.
Не думать о своей усталости,
О том, что не задался день,
С почтеньем относиться к старости,
Забыв усталость, спрятав лень.
Не думайте: «Пройдут года,
Но нас минует эта чаша».
Они пройдут, и вот т тогда
Печальна будет доля ваша.
И пусть сегодня нам труда
Такая малость не составит,
Давайте уважать года,
И наша жизнь мудрее станет!
Ребята, скажите откровенно, положа руку на сердце,
всегда ли вы поступаете благородно по отношению к другим людям?
Есть ли у вас такие черты характера, качества личности, от которых вам хотелось бы избавиться?
Представьте, что эти чёрные шары и есть ваши негативные стороны, качества, черты.
Приготовьте своё «оружие» и давайте избавимся от них раз и навсегда!
(бросаю шары, а дети лопают; внутри шаров находятся правила толерантного человека)
Чтобы вы не забывали о нашей встрече, я приготовила для вас правила толерантного человека и надеюсь, что вы будете чётко следовать им всегда.
Давайте их зачитаем.
Правила толерантного человека.
1. Уважай других людей, уважая себя.
2. Воспринимай людей как равных себе.
3. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
4. Умей прощать и не будь обидчив.
5. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
6. Будь свободен ото лжи и обмана.
7. Умей контролировать свои желания и поступки.
8. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
9. Будь верен и надёжен.
А теперь я снова прошу вас выйти в центр класса. Образуйте, пожалуйста, два круга: внутренний – девочки, внешний – мальчики. Чтобы в вашем классном коллективе были дружеские отношения между мальчиками и девочками, мы немного поиграем.
Игра «Карусель».
Под музыку ваши круги должны вращаться в противоположные стороны. Когда музыка внезапно оборвётся, вы должны образовать пары: девочка-мальчик.
Задания:
1. Мальчики становятся на колено и целуют руку девочке.
2. Девочки гладят по голове мальчиков и хвалят при этом.
3. Исполняется вальс.
4. Скажите доброе слово друг другу.
Слово – это дорожка от сердца к сердцу, в нё м заключена большая сила: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Поэтому мы сейчас проведём игру «Слово».
Из обрывков слов нужно собрать целые слова.
(понимание, терпимость, доверие, дружба, грубость, вражда, зависть, хамство, невежество,
чуткость, ответственность, порядочность, рефлексивность, самообладание, эмпатия, перперция)
Назовите те из них, которые не присущи толерантному человеку.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам сердечки (свечи, чтобы в ваших сердцах всегда теплился огонёк взаимопонимания, дружбы, любви, терпимости к окружающим вас людям.
Есть праздник восковых свечей
В Италии. И всем на диво
Объединяет так красиво
Свеча, горящая, людей.
Зажжём и мы свечу одну,
И посидим друг с другом рядом,
Ловя заворожённым взглядом
Друг друга мыслей тишину.
(зажигаю свечу, исполняю песню «Плачут свечи», на проекторе идут слайды)
А теперь я прошу вас продолжить предложение, начатое мной:
1. От сегодняшнего общения…
2. Больше всего мне сегодня …
3. Сегодня мне удалось…
4. Пожалуй, я…
5. Хотелось бы….
Я благодарю вас за общение. До свидания.