Сергей Кирилов
Кирилов С. Б. Самоучитель по гитарному аккомпанементу и пению под гитару на примере песен бардов-классиков.
▼ Скачать + Заказать документы
Данный самоучитель представляет собой учебное пособие для обучения детей и подростков гитарному аккомпанементу и пению под гитару. В его основу легли примеры аккомпанемента к песням бардов-основоположников : М. Анчарова, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, А. Галича, В. Высоцкого.
Содержание сборника песен систематизировано по принципу «от простого – к сложному» и учитывает уровень сложности изучаемых произведений (ритмический рисунок, сложность аккомпанемента, гармонии, вокального диапазона).
Публикация «Кирилов С, Б, Самоучитель по гитарному аккомпанементу и пению под гитару на примере песен бардов-классиков,» размещена в разделах
К сборнику в качестве наглядного звукового (аудитивного) пособия прилагается диск с аудиозаписями песен в оригинальном исполнении основоположников российской бардовской песни.
От автора
Поводом для написания самоучителя послужил тот факт, что современная молодёжь не знает бардовских песен. Сразу встал вопрос – на творчестве каких бардов выстроить песенный репертуар для школьников? Ведь замечательных бардовских песен огромное количество, а сборник может вместить в себя только определённое число песен. И вот на помощь мне пришла статья автора-составителя «Антологии бардовской песни» Р. Шипова, в которой указаны восемь классиков-основоположников бардовской песни.
Далее появилась другая сложность – какие именно песни этих авторов включить в сборник? Так как самоучитель рассчитан на детей школьного возраста, то и репертуар должен соответствовать возрастным особенностям восприятия и проблемам воспитания, в первую очередь, гражданской позиции ученика: любви к родине, моральной ответственности, духовным истинам и т. п. Другими словами, нужно было из почти 3000 песен выбрать 55, которые бы составили школьный педагогический репертуар.
Количество песен, включённых в сборник, каждого из восьми авторов оказалось неравным. Например, темы песен и язык стихов таких авторов, как М. Анчаров и А. Галич, на мой взгляд, очень сложны для восприятия детьми и подростками. Поэтому в данном сборнике только две песни каждого из этих авторов представлены в качестве пособия для разучивания. У других авторов песни представлены шире (см. Алфавитный указатель песен сборника).
Важным моментом в работе над сборником стал подбор тональностей песен в расчёте на исполнение детьми и подростками. Для удобства под названием песни указана тональность произведения, диапазон вокальной мелодии и ритм. В качестве помощи даны схемы основных и дополнительных аккордов.
Выражаю огромную благодарность за помощь в составлении сборника моим друзьям: заведующей художественно-эстетическим отделом МБОУ ДО ЦДТ «Прикубанский» г. Краснодара Екатерине Нестеренко, преподавателю Краснодарского монтажного техникума Юлии Шулеповой-Кавальони и режиссёру, сценаристу, продюсеру, члену Союза журналистов России Сергею Мозолькову.
Из истории бардовской песни
Связанная со многими явлениями жизни и искусства, авторская (бардовская*) песня обрела собственное, безошибочно узнаваемое лицо и сохранила его до наших дней.
Социологи и культурологи давно увидели в авторской песне не разновидность песенного самодеятельного творчества, а целостное, самостоятельное искусство, с полным правом поставив его в ряд с классической музыкой, кино, балетом, театром. Это удивительно тон-кий, художественно полноценный инструмент общения. Бардовская песня всегда была своего рода нишей, сберегающей духовное и интеллектуальное начало в человеке.
Сосуществуя долгие годы с песней «профессиональной», она сумела сохранить и развить в себе то, особое, что даёт возможность безошибочно выделить её из песенного потока. При всём отличии авторской песни от других вокальных жанров, она нерасторжимо с ними связана. Поэтому рассматривать её следует в совокупности всех явлений – поэтических, музыкальных, театральных, фольклорных, социальных.
В конце 50-х годов ХХ века искусство от глобальных проблем переходит к проблемам личностным, к духовному миру человека, что было связано с процессами, происходившими тогда во всех сферах общества. Бардовская песня, возникшая в это время, в лучших своих примерах несла в себе новые эмоции, новые темы, высокую поэзию, отражающую парадоксальность жизни. Создав неповторимую эстетическую основу, она никогда не стремилась к ломке старой эстетики, не изобретала новых музыкально-поэтических форм, а синтезировала те, что уже имелись.
Сами обстоятельства подвигнули авторов к созданию синтетического жанра. Это было естественным шагом – и потому, что авторская песня возникла в эпоху бурного развития средств массовой коммуникации, когда письменное слово невольно стало отступать на второй план, и потому, что авторы работали в традициях русской культуры…