Папки-передвижки

Кинезиология как средство развития и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Людмила
Кинезиология как средство развития и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология, как средство развития

и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становится доступно детям только через посредство речи. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно расширенные понятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Детей с речевыми отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно растет.

Публикация «Кинезиология как средство развития и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ребенок проходит очень важный отрезок пути, на котором происходит развитие двигательной и речевой активности. Уровнем развития природных потребностей дошкольника в движении определяется степень развития: памяти; мышления, восприятия, моторики. В наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов индивидуального развития.

Мы наблюдаем эту проблему и в нашем детском саду. Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Мы так же заметили, что у детей отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

М. М. Кольцова показала роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка. Оказалось, что при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее и становятся более совершенными. Проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры, стимулируют созревание центральной нервной системы, что в свою очередь улучшает состояние речи ребенка. По ее мнению «особенности двигательного анализатора заключаются в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности…».

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование моторики.

Исходя из вышесказанного, подбор эффективных методов, стимулирующих развитие детей, мы считаем основной задачей. Нами было решено использовать в работе с детьми логопедической группы кинезиологию, как один из перспективных на сегодняшний день метод. К тому же возможности кинезиологии в практике детского сада реализовались далеко не полностью. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности взаимодействия полушарий головного мозга.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Кинезиологическое направление работы позволяет прикоснуться к ещё одному аспекту коррекционной работы – развитие межполушарного взаимодействия.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость их работы. Полный анализ и синтез информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому, практически, в каждом виде деятельности, можно выделить компоненты работы, как правого, так и левого полушария. Их координация и взаимодополняемость – необходимое условие для успешности всех видов деятельности.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все высшие психические функции — память, восприятие, мышление, внимание. Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Это побудило меня к составлению кинезиологических комплексов, которые подходили бы всем детям, как с проблемами в развитии, так и условно нормативным (для внедрения метода кинезиологии в работу всего сада).

Основные этапы работы

Организационно-диагностический

Изучение возрастных, психофизиологических особенностей интеллектуального развития детей. Обследование детей с целью выявления уровня психического развития детей в начале учебного года. Интерпретация полученных знаний. Практическая отработка приемов и упражнений по кинезиологии. Пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий для применения кинезиологических упражнений.

Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ.

Для ознакомления педагогов ДОУ с методом кинезиология были проведены консультации и практикумы. Также предложено было педагогам групп сформировать картотеку игр на соответствующий дошкольный возраст детей. Элементы кинезиологических комплексов включались непосредственно в занятие или проходили в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Физкульурным инструктором активно использовались кинезиологические упражнения в утренних гимнастиках и занятиях. Так же с успехом использовал в своей работе с детьми и музыкальный руководитель элементы кинезиологических комплексов: дыхательные упражнения и глазодвигательные, что способствовало большей вовлеченности детей на занятиях. Так же в течении года пополнялась развивающая среда групп. Приемы, которые вызывают у дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

• плетение кос на специальном тренажере;

• шнуровка;

• собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки;

• скатывание тесьмы;

• прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками;

• рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.

Взаимодействие с родителями.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.

С родителями детей логопедической группы были проведены консультации знакомящие их с методом кинезиология. Также проводились мастер – класс были предложены игры и упражнения для занятий с детьми в домашних условиях. Предлагались буклеты о пользе кинезиологических упражнений.

Единство требований, скоординированная деятельность педагога и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника.

Контрольно-диагностический.

На этом этапе проводилось повторное обследование детей с целью выявления динамики уровня психического развития, интерпретация данных и определение эффективности проводимой работы.

Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким

«Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.

Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Критерии оценки:

3 балла — выполнено без ошибок;

2 балла —выполнено с ошибками;

1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.

Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Основная цель кинезиологических комплексов: сенсомоторная коррекция в том числе метод замещающего онтогенеза. Выполняя комплексы упражнений идет стимулирование всех зон мозга.

Кинезиологические упражнения — это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Они развивают:

• мозолистое тело;

• повышают стрессоустойчивость;

• синхронизируют работу полушарий;

• улучшают мыслительную деятельность и речь;

• способствуют улучшению памяти и внимания;

• развивают пространственные представления;

• мелкую и крупную моторику;

• позволяют снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю.

Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

Содержание кинезиологических комплексов:

Всего 9 кинезиологических комплексов, по одному на месяц, достаточно для изучения и закрепления упражнений.

В каждом комплексе есть упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и зрения, элементы дыхательной гимнастики, развитие вестибулярного аппарата.

В данный кинезиологический комплекс входят:

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребенка, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения (синкинезии) и мышечные зажимы. Исследования нейрофизиологов показало, что, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

В результате системного подхода (каждый комплекс выполняется в течении месяца) и широкого круга разнообразных игр-упражнений, где один вид деятельности сменяется другим, позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Для результативности процесса необходимо определенные условия:

• все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.

• упражнения можно выполнять как в комплексе, так и в свободное время

• стоит помнить, что любые занятия с ребенком дадут свой положительный результат только в том случае, если они будут проводиться регулярно.

Заключение

В течение года велась работа со всеми участниками образовательного процесса по развитию межполушарного взаимодействия с детьми. Можно сделать вывод, что в результате работы кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Были получены следующие результаты:

• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

• улучшились навыки самообслуживания;

• развивается устная речь;

• формируется логическое мышление;

• улучшаются коммуникативные навыки;

• улучшаются внимание, память, воображение.

В связи с положительной динамикой было принято решение продолжить работу в этом направлении.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Комплексы кинезиологических упражнений

для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Кинезиологический комплекс 1

1. Самомассаж «Запястье». Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.

2. Поднятие пальцев. Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Не отрываю ладонь стараемся поочередно поднимать пальцы.

3. «Открой – закрой». Кисти рук лежат на столе ладонями вверх, сжимаем пальцы в кулачки – разжимаем.

4. Поднятие предплечья одновременно, поочередно. Локти на столе. Пальцы устремлены вверх. Сначала поочередно опускаем предплечья на стол, затем выполняем упражнение – одновременно. Можно усложнить взяв в руки деревянные бруски или детские гантели.

5. «Мельница». Стоя на ковре руки разведены в стороны. Наклон тела 45 градусов. Поочередно опускаем правую руку вниз тянемся пальцами к полу - левую вверх.

6. Перекрестное марширование

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

7. «Жуки». Лежа на спине одновременно поднимаем ноги и руки вверх и трясем.

8. Дыхательное упражнение «Свеча». Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.

9. Глазодвигательное упражнение «Глазки».

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Кинезиологический комплекс 2

1. Самомассаж ушных раковин. Сложи средним и указательным пальцем обеих рук букву «V». Приложи оба пальца к голове, так чтобы ухо оказалось в середине. Начни двигать пальцами вверх-вниз, крепко прижимая их к голове. При этом полностью расслабь нижнюю челюсть, так чтобы твои зубы не касались друг друга.

2. Растяжка. И. п. : стоя ноги на ш. п. руки за головой локти раскрыты. Делаем наклоны головой вниз касаясь подбородком груди.

3. «Вот! – О’key»! Смена одной позиции на другую. («Вот!» -Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)

4. «Веер». Начиная движение с мизинца, поочерёдно перебирать пальцами руки, сворачивая при этом кисть в направлении «скручивания волны», то есть последовательно осуществить движения всеми пальцами руки с одновременным сжиманием ладони.

5. «Поцелуйчики». И. п. : стоя руки на поясе ноги на ш. п. : поворачивая голову влево-вправо, вверх-вниз одновременно делая поцелуи.

6. «Гусенички». И. п. : наклон пальцы касаются пола, продвигаемся вперед как бы подтаскиваем за собой ноги. Ноги прямые.

7. "Кобра" И. п. Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Представить себя "коброй": медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину; ягодицы и ноги расслаблены. Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.

8. Дыхательное упражнение «Дышим носом».

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

9. Глазодвигательное упражнение «Покругу».

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Кинезиологический комплекс 3

1. Самомассаж ушных раковин. Сложи средним и указательным пальцем обеих рук букву «V». Приложи оба пальца к голове, так чтобы ухо оказалось в середине. Начни двигать пальцами вверх-вниз, крепко прижимая их к голове. При этом полностью расслабь нижнюю челюсть, так чтобы твои зубы не касались друг друга.

2. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Цепочка». Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.

4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. «Дерево». И. п. – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

6. «Эмбриончик». На боку, колени подтянуть к груди, обхватить руками. Ребёнку предлагается перекатываться по полу туда – обратно.

7. Бревнышко. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться всем туловищем направо, затем налево, как «бревнышко».

8. Дыхательное упражнение «Свеча». Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

9. Глазодвигательное упражнение «Часики». Медленно двигать глазами вправо – влево. Повторить 5-6 раз.

Приложение 2

Консультация для родителей

Кинезиология - гимнастка для мозга

Кинезиология – это особая система, изучающая вопросы взаимосвязи тела и ума. Выполняя специальные упражнения, специалистам удается «вытянуть» из детей потенции, которые до сих пор были заключены в теле. Регулярная практика по данной системе позволяет оптимизировать деятельность не только тела, но и мозга.

Кинезиология для детей используется для улучшения познавательного процесса детьми дошкольного и школьного возраста. Еще в 60-х годах прошлого века методика перекрестного движения позволяла организовать взаимосвязь между мозгом и телом детей с определенными нейрофизиологическими отклонениями. Группа упражнений, разработанная Полом и Гейл Деннисом в 90-х годах, посвящена природному развитию человека и активации некоторых механизмов деятельности мозга посредством совершения определенных движений. Практикуя кинезиологические упражнения, американский психолог понял, что в самих движениях заложен огромный потенциал. Ведь через них удается повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка. «Гимнастика мозга», созданная для устранения проблем с вестибулярным аппаратом у детей, использует два основных вида движений: Пересекающие вертикальную среднюю линию всего тела. Благодаря им удается достаточно быстро интегрировать мысль и движение тела. Движения одностороннего типа, которые способствуют «разъединению движений с мыслями. Кинезиологический метод развития детей использует два основных механизма, которые являются «китами» познавательной деятельности мозга. Движения, нацеленные на разъединение мыслей с движениями, необходимы на первых этапах занятий, поскольку они формируют учебный навык. На практическом этапе задействуется уже механизм автоматизации навыков, который «тренируется» упражнениями интеграции движений и мыслей.

Образовательная кинезиология позволяет сформировать «здоровый фундамент» ментального и физического здоровья дошкольника. Чтобы пополнить багаж двигательных навыков малыша, необходимо выполнять упражнения кинезиологии для развития мозга детей. Сберегающая здоровье технология устранит имеющиеся отклонения в развитии и позволит предупредить новые.

Основные цели кинезиологии: гармоничное развитие взаимодействий и связей между полушариями мозга; синхронизации деятельности правого и левого полушарий; лучшего развития восприятия и памяти; устранения проблем с концентрацией внимания и мышлением; ликвидации дислексии и нарушений в работе вестибулярного аппарата; развития речи и позитивного мышления.

Благодаря специальным упражнениям, молодой организм учится правильно координировать работу левого и правого полушарий мозга. Таким образом, существенно улучшается взаимодействие интеллекта малыша с телом.

Методика контролирует не только определенные действия посредством влияния на вестибулярный аппарат, но и речь.

Простые упражнения которые вы родители можете делать в игровой форме с ребенком дома:

«Рубим капусту». Расслабив кисти рук, постучите по столу сначала правой, а затем левой рукой, имитируя нарезку капусты;

«Столбики». Дайте ребенку пластилин и попросите его раскатать каждым из пальцев левой и правой руки;

«Домик». Соедините концы пальцев левой и правой руки, после чего сожмите их с небольшим усилием. «Проработайте» по отдельности каждую пару пальцев;

«Маятник». Станьте прямо расслабившись, посмотрите сначала в правый, а затем в левый угол комнаты. Проделайте данную процедуру несколько раз подряд;

«Жонглер». Возьмите карандаш и начните его поочередно перемещать из левой в правую руки.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как средство развития и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 16:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как средство развития и оздоровления детей с ТНР старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД