Папки-передвижки

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

Алла Петрухина
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, и ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (эмоционально-волевыми и коммуникативными и пр., характеризующиеся незрелостью психических процессов, речевыми недоразвитиями - они в свою очередь испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Эти воспитанники посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения, которые призваны сохранить и укрепить психофизическое здоровье детей, всесторонне гармонично развить личность детей и успешно подготовить их к обучению в школе, а педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов и технологий при воспитании и обучении дошкольников. Нерофизиологи, кинезиологи считают, что определяющую роль в возникновении нарушений развития играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин

Темочки:

является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы.

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. Одним из таких является кинезиологический метод.

Что же такое кинезиология?

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis, «движение» и «логос» (logos, «наука». Кинезиология — это наука о движении.

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной

целью которой было обретение высших психофизических способностей.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить :

- Речь

- Снижает утомляемость

- Повышает познавательные способности

- Внимание

- Моторику

- Повышает интеллектуальные способности

Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Основная цель кинезиологии : Развитие межполушарного взаимодействия,

способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи кинезиологии :

- Синхронизировать работу полушарий;

- Развивать мелкую моторику;

- Развивать способности детей;

- Развивать память, внимание, речь;

- Развивать мышление.

С практической точки зрения, в работе учителя-логопеда особое внимание уделяется упражнениям с кистями рук, поскольку кинезиологические упражнения для пальцев рук стимулируют речевое развитие ребенка, способствуют улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти рук к письму и, что особенно важно является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кроме того комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Ведь чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а именно этого и не хватает очень многим дошкольникам.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать следующие условия:

- занятия проводятся утром, длительностью 5-15 минут,

- занятия проводятся систематично, без пропусков,

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке,

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов,

- упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- длительность занятий по одному комплексу составляет 2 недели.

Весь материал, в котором предполагаются движения обеих рук, лучше давать встихотворной форме. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Широко использую в своей практике: зеркальное рисование, плетение кос на

специальных тренажерах, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы, прокатывание мячей по обозначенным лабиринтам одновременно обеими руками.

Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко ” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. “Лезгинка ” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз. “Зеркально е рисование” Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

“Ухо – нос ” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка” Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Использование балансировочного комплекта Ф. Бильгоу для коррекции речевого развития детей методом мозжечковой стимуляцииИспользование балансировочного комплекта Ф. Бильгоу для коррекции речевого развития детей методом мозжечковой стимуляции Балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующие их к достижению цели упражнения, способствующие развитию,.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 16:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Петрухина (УИ 131649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД