Алла Петрухина
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, и ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (эмоционально-волевыми и коммуникативными и пр., характеризующиеся незрелостью психических процессов, речевыми недоразвитиями - они в свою очередь испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Эти воспитанники посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения, которые призваны сохранить и укрепить психофизическое здоровье детей, всесторонне гармонично развить личность детей и успешно подготовить их к обучению в школе, а педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов и технологий при воспитании и обучении дошкольников. Нерофизиологи, кинезиологи считают, что определяющую роль в возникновении нарушений развития играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы.
Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. Одним из таких является кинезиологический метод.
Что же такое кинезиология?
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis, «движение» и «логос» (logos, «наука». Кинезиология — это наука о движении.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной
целью которой было обретение высших психофизических способностей.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить :
- Речь
- Снижает утомляемость
- Повышает познавательные способности
- Внимание
- Моторику
- Повышает интеллектуальные способности
Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Основная цель кинезиологии : Развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии :
- Синхронизировать работу полушарий;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать способности детей;
- Развивать память, внимание, речь;
- Развивать мышление.
С практической точки зрения, в работе учителя-логопеда особое внимание уделяется упражнениям с кистями рук, поскольку кинезиологические упражнения для пальцев рук стимулируют речевое развитие ребенка, способствуют улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти рук к письму и, что особенно важно является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кроме того комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Ведь чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а именно этого и не хватает очень многим дошкольникам.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать следующие условия:
- занятия проводятся утром, длительностью 5-15 минут,
- занятия проводятся систематично, без пропусков,
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке,
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов,
- упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
- длительность занятий по одному комплексу составляет 2 недели.
Весь материал, в котором предполагаются движения обеих рук, лучше давать встихотворной форме. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Широко использую в своей практике: зеркальное рисование, плетение кос на
специальных тренажерах, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы, прокатывание мячей по обозначенным лабиринтам одновременно обеими руками.
Упражнения для развития мелкой моторики
“Колечко ” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. “Лезгинка ” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз. “Зеркально е рисование” Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
“Ухо – нос ” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка” Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.